Спецкурсы
Теория текста.
Маснавиева А.И. к.п.н. зав. кафедрой НО.
Текст, представляя собой сложную структуру, интересует исследователей с точки зрения категорий содержания и формы. В теории текста много нерешенных проблем. Нет единства взглядов на типологию текстов. При недостаточной разработанности научных основ анализа и построения текста естественной оказалось противоречивость и субъективизм оценок и рекомендаций.
Для разработки методики анализа текста необходимо исследование большего массива разных типов и жанров текста, причем при таком исследовании важно обратить внимание на то, как он сделан.
При определении понятие "текст" обнаруживается различные подходы и методы изучения этого феномена.
Цель данного курса - выработать у слушателей представление о тексте как объекте лингвистического исследования; помочь понять сущность текста, его понятий и категорий; распознать с типологией текстов и их компонентов. Практическая задача дисциплины - привитие навыков теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов. В результате изучения дисциплины слушатель осваивает специальную терминологию, соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа текста разной функционально - стилевой принадлежности.
начало
Организация процесса обучения с целью предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников. Маснавиева А.И. к.п.н. зав. кафедрой НО.
Содержание курса Тема 1. Процесс обучения и его основные характеристики. Цель, содержание образования. Формы организации обучения. Методы обучения.
Тема 2. Успеваемость и умственное развитие. Фонд усвоенных знаний. Обучаемость, положительные качества ума ( глубина, гибкость, осознанность).
Тема 3. Типология учащихся с пониженной успеваемостью. Школьники с устойчивой высокой успеваемостью. Педагогически запущенные школьники. Школьники с пониженной обучаемостью. Дети с задержкой психического развития.
Тема 4.Пути дифференцированного подхода к преодолению неуспеваемости. Профилактика и преодоление педагогической запущенности. Подход к детям с пониженной обучаемостью.
Тема 5.Уровни сформированности компонентов учебной деятельности.
начало
Дидактические системы и концепции в современном образовании.
Маснавиева А.И., к.п.н, зав.кафедрой НО.
Содержание курса Тема 1. Цели обучения, состав содержания образования и способы его усвоения.
Тема 2. Методы обучения в дидактике. Общие методы обучения: информационно-рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический. Метод проблемного изложения. Специфические методы обучения. Взаимодействие методов в процессе обучения.
Тема 3. Проблемность в целостной системе обучения. Функции проблемного обучения. Виды проблемного обучения (И.Я.Лернер) тексте.
Тема 4 Основные факторы интенсификации обучения. Мотивация учения. Информативная емкость содержания уроков (Ю.К.Бабанский). Основы педагогики индивидуальности (О.С.Гребенюк).
Основные способы оценки слушателей
1. Входная диагностика - анкетирование с целью выявления уровня сформированности понятий аппарата в области теории текста.
2. Практическая работа – проектирование уроков с использованием различных методов и дидактических приемов.
3. Итоговая диагностика - рефлексивная оценка каждого слушателя.
начало
Воспитание толерантной личности в условиях полиэтнической образовательной среды.
Гузаерова Г.Д., методист кафедры НО.
Наиболее значимым аспектом специфики российских регионов является их многонациональность. Так, на территории Республики Татарстан проживают и активно взаимодействуют различные этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов республики требует непрерывного поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов.
Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, благосостояния страны и благополучия граждан, сохранения единого социокультурного пространства, ограничения социального неравенства.
Цель: теоретическая и методическая подготовка слушателей к проектированию и планированию системы работы по воспитанию толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.
Задачи:
-
ознакомление с теоретическими основами сущности воспитания толерантности;
-
раскрытие педагогических условий развития толерантной личности в полиэтнической образовательной среде;
-
раскрытие потенциала национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе;
-
формирование умения разработки проекта деятельности по воспитанию толерантной личности в полиэтнической образовательной среде;
-
развитие навыков выступления перед аудиторией с обобщением передового педагогического опыта.
Слушатели: учителя начальных классов.
Продолжительность и организация обучения: программа рассчитана на 6 часов, из них 4 отводятся на лекции, 2 – на проведение практических занятий. Курс завершается сдачей зачета.
Организация учебного процесса: в программе выделено 4 темы, рассчитанные на 6 учебных занятий. Время отдельного учебного занятия может быть различным – в зависимости от его содержания; в большинстве случаев рекомендуется в течение дня проводить 3 занятия по 120 минут; для оказания помощи слушателям предусматриваются индивидуальные и групповые консультации.
начало
|