Здоровьесбережение
Путь к здоровью
Программа курса по выбору (элективного курса) для учащихся 9-х классов в предпрофильной подготовке
Автор-составитель: Султанова Фирдаускай Мурзаевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории лицея № 2 г. Альметьевск РТ
Традиционному образу жизни соответствует мышление, в основу которого положено подсознательное предположение о том, что кто-то постоянно руководит человеком, заботится о нем и несет за него ответственность. Задача человека в таком случае – добросовестно выполнять все предписания и рекомендации. А естественному же образу жизни соответствует мышление, основу которого составляет собственная забота о себе. Он сам отвечает за свое здоровье. Согласно современным представлениям, на 50% и более наше здоровье зависит от социальных условий и образа жизни, на 20-25% - от уровня загрязнения окружающей среды, до 25% на него оказывают генетические факторы и на 8-10% уровень здравоохранения. Организм человека – совершенная конструкция. Правильное отношение к нему позволяет успешно противостоять простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Изучение курса способствует развитию выносливости, восстановлению и укреплению защитных сил организма. Предложенная программа курса позволит учащимся расширить свои знания, освоить умения использовать полученные знания в жизни, так как будущий специалист должен в первую очередь, быть сам здоровым и знать научный подход к системе оздоровления. Предлагаемый курс позволит учащимся расширить свои знания в области физической культуры, освоить умения и навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями и основы здорового образа жизни.
Дополнительно ознакомиться с программой (скачать) можно здесь
Самигуллин Г. Х., Гафурова Э. Л. Модернизация системы образования и "здоровьесберегающая педагогика" в школьном физическом воспитании.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
В этой связи все больше вопросов и ожиданий предъявляется к системе образования. Принципиально можно выделить две группы причин, обуславливающих со стороны системы образования тенденцию ухудшения здоровья детей. Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психологическое здоровье учащихся. Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.
Работая по этим и другим аналогичным им причинам, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превращая "здоровьеразрушающую" систему общего образования в "здоровьесберегающую". Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья. Данные вопросы здоровья школьников, обеспечение их двигательной активностью решает в основном школьный предмет физическая культура. Налицо комплекс требований для модернизации системы физического воспитания учащихся, которые на сегодняшний день, к сожалению, в нем отсутствуют. Это:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
В современных условиях на фоне учебных перегрузок школьников наблюдается снижение двигательной активности. Двух часовые уроки физической культуры не в состоянии удовлетворить "двигательный голод" детей и подростков. В поисках выхода из этой ситуации было введено, как следующий шаг модернизации, третий урок физической культуры. Но здесь учителя столкнулись с существенными затруднениями. Это, во-первых, отсутствие разработанной трехчасовой программы. Во-вторых, отсутствие дополнительного оборудования и помещения. В связи с этим предлагается следующая структура: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью.
Физическая культура требует наличия индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры. В связи с этим МО РФ рекомендовал использовать безотметочное оценивание по зачетной системе. В тех образовательных учреждениях, где физическая культура является профильным предметом, рекомендуется сохранить традиционную систему оценивания. Данная система работы носит рекомендательный характер и целесообразно ее вводить только по решению педагогического совета с обязательным широким рассмотрением вопроса изменения системы оценивания на заседаниях методических объединений.
Важнейшей составляющей модернизации физического воспитания является переход к профильному обучению, который коренным образом перестраивает содержание физической культуры в старших школах, как базового, так и профильного предмета. Обратимся непосредственно к предлагаемым профилям обучения. Отрадно среди них имеется и оборонно-спортивный профиль. Зададимся вопросом: многие ли школы выберут его: совершенно определенно можно сказать: буквально единицы. Почему? Во-первых, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности не входят в число экзаменов для поступления в вуз. Во-вторых, обучать физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности по профилю трудно и дорого. Нужна хорошая материальная база. В-третьих, в связи с модернизацией образования острее раскрылись кадровые проблемы. Профильная подготовка учителей физической культуры по сравнению с другими образовательными областями, идет крайне медленно. Уровень квалификации учителей, их готовность к опытно-экспериментальной работе, оценка ими своего сегодняшнего социального статуса, к сожалению, можно считать недостаточно высоким. А ведь эта оценка порождает неверие в очередные "реформы".
Выполнение выше обозначенных требований возможно только в ходе специально организованного учебно-методического процесса в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Следовательно, в современных условиях модернизации образования важную роль будет играть повышение квалификации и переподготовка кадров физической культуры.
|