поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Направления деятельности
Состав
Учебно-методическая деятельность
Учебный план
Педагогический опыт
Спецкурсы
Вариативные спецкурсы
Лаборатория предпрофильной подготовки и профильного обучения
Лаборатория методики изучения, обобщения и распространения педагогического опыта
Центр методики аттестации педагогических и руководящих работников

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра естественно-математических и обществоведческих дисциплин > Спецкурсы

Спецкурсы



Егорова Н.Д. Социализация личности ребенка в условиях детской общественной организации
Одной из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи является детское общественное движение, детское общественное объединение.

Однако в последние годы образовательные учреждения перестали влиять на детское движение и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. Следствием этого явилась потеря опыта, традиций, преемственности в этой деятельности. Но школа не может не учитывать влияния на воспитание детей такого социального института как детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша.

Перспективные цели детских объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых.

Расширение совместной деятельности с детскими и молодёжными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодёжи - одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учётом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды.

Программа курса "Социализация школьников в детской общественной организации" предназначена для воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов системы дополнительного образования.

Данный курс рассчитан на 8 часов, включает 4 часа лекционных и 4 час практических занятий.

Цели спецкурса: способствовать актуализации профессиональных знаний и умений педагогов в области организации процесса социализации детей и подростков в условиях детского общественного объединения.

Задачи:

  • познакомить слушателей с нормативными документами, регламентирующими деятельность детских общественных организаций, движений;

  • проанализировать условия и факторы, влияющими на процесс социализации детей и подростков;

  • рассмотреть возможности детской общественной организации как агента социализации;

  • ознакомить слушателей с некоторыми данными социологических исследований особенностей социализации детей и подростков г. Набережные Челны.

Егорова Н.Д. Социология образования
В современный период в России идет процесс становления гражданского общества. Ключевым ресурсом в этом процессе является образование как совокупность условий, обеспечивающих включение человека в систему общественного воспроизводства.

В течение последних десятилетий (накануне изменений в российском обществе и в последующие годы - период интенсивных перемен) активизировался поиск новых подходов к повышению эффективности содержания образования, интенсивно ведутся программные и проектные разработки. Одна из линий повышения эффективности образования связана, на наш взгляд, с включением в сферу образования понятий и методов социологии. Речь идет не только об использовании данных социологии в педагогической деятельности, а об органичном включении социологического анализа в образовательный процесс.

Социология образования занимается изучением взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом.

Структура предлагаемого курса позволяет последовательно рассмотреть различные стороны системы образования: культурно-исторический контекст, где дается сравнительный анализ "западных" и "восточных" моделей образования, прослеживается связь с культурными, политическими, экономическими изменениями общества.

Анализируются теоретические аспекты образования: зарубежные и отечественные, классические и современные теории образования.

Образование раскрывается как социальный феномен. Последовательно показываются четыре его грани: как социального института, социальной системы, социальной организации, социального процесса.

Рассматриваются социальные проблемы модернизации образования на рубеже ХХ - ХХI веков: проблемы стратификации, мобильности, приобретения карьеры, качества обучения, этнические и гендерные проблемы в получении образования, проблемы, связанные с девиантным поведением, и др.

Кроме содержания лекций, представлены контрольные вопросы, над которыми можно поразмыслить при подготовке к занятиям, что позволит активизировать слушателей и даст возможность провести разнообразные дискуссии.

Программа курса "Социология образования" предназначена для студентов, педагогов, руководителей системы образования, родителей.

Данный курс рассчитан на 48 часов, включает 21 часов лекционных и 27 часов практических занятий.

Цель курса: организация теоретически и практически ориентированного изучения социального института образования.
Задачи курса:

  • познакомить слушателей с проблематикой функционирования и развития социального института образования, его роли в развитии личности, социализации детей, методами изучения сферы образования;

  • научить оценивать и учитывать влияние различных факторов объективного и субъективного характера на процесс функционирования системы образования;

  • создать условия для овладения слушателями способами анализа ситуации в сфере образования в соотношении с общественными процессами; формировать компетентное отношение к сбору, анализу и использованию социологической информации.

Егорова Н.Д. Социология семьи
Социология семьи - область социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных социально-экономических и культурных условиях.

Социология семьи рассматривает семью как уникальную систему, сочетающую в себе черты социального института (общественное санкционирование брачно-семейных отношений) и малой социальной группы.

В рамках курса дается представление о современном состоянии социального института семьи, о соответствии образа жизни семьи, ее функционирования общественным потребностям. Рассматривается изменение семейных норм и ценностей в различных социокультурных условиях. Анализируются основные функции семьи, значительное внимание уделяется воспитательной функции, функции социализации. Дается представление о механизмах социального регулирования семейного поведения, отношений между членами этой малой группы, о социологических подходах изучения семьи.

Программа курса "Социология семьи" предназначена для студентов, воспитателей, педагогов.

Данный курс рассчитан на 36 часов, включает 20 часов лекционных и 16 часов практических занятий.

Цель курса: организация теоретически и практически ориентированного изучения семьи как социального института и малой группы.
Задачи курса:

  • дать системное научное знание о семье как объекте социального познания;

  • познакомить слушателей с проблематикой функционирования и развития современной семьи, ее роли в развитии личности, социализации детей, методами изучения семьи;

  • научить оценивать влияние различных факторов объективного и субъективного характера на процесс функционирования семьи.

Эффективный PR образовательного учреждения
В современных условиях конкуренции на рынке образовательных услуг возрастает актуальность информационной деятельности, раскрывающей особенности, преимущества учебного заведения, формирующей его положительный имидж, а также направленной на выявление и ликвидацию недостоверных слухов и других источников непонимания.

Сейчас PR рассматривается, в основном, как возможность и умение общаться с широкими массами в сфере политики. Но есть очень много оснований говорить о необходимости PR в области образования. Они имеют в этой сфере важное значение, специфику, но, к сожалению, еще недостаточно изучены.

PR в образовании - это важнейшее условие развития рынка образовательных услуг, повышения престижа образования и культуры общества.

"Public relations" - искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции.

PR - это прежде всего построение определенных взаимоотношений между организацией, личностью и общественностью, работа по формированию общественного мнения.

В предложенном спецкурсе рассматриваются основные управленческие, организационные и социально-психологические аспекты формального и неформального взаимодействия, направленного на лучшее понимание целей, потребностей, интересов потребителей образовательных услуг, мероприятия для усиления позиций школы на рынке образовательных услуг района, города.

Цель курса: Способствовать повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, педагогов в деятельности по формированию общественного мнения.
Задачи курса:

  • познакомить руководителей, педагогов с технологией формирования общественного мнения;

  • рассмотреть инструменты и приемы PR применительно к особенностям образовательных услуг, процессов и результатов их оказания;

  • обучить навыкам составления плана PR-мероприятий образовательного учреждения.

Гафурова Э.Л. Здоровье и нравственность как неразделимое целое в формировании здорового образа жизни

Цель программы - помочь классным руководителям, преподавателям физической культуры организовать работу с ученическим и родительским коллективами по формированию здорового образа жизни подростков и их продвижению к физическому, социальному и духовному здоровью.
Задачами программы являются:

  1. создание единой системы сотрудничества классных руководителей и родителей;

  2. формирование здорового образа жизни;

  3. повышение роли семьи в вопросах нравственности подростков;

  4. развитие межрайонного и межрегионального сотрудничества в области нравственного воспитания подростков и формированию здорового образа жизни.

Гафурова Э.Л. Оптимальные пути экологического образования и воспитания школьников
Экологическое образование и учителей и школьников на сегодняшний день является одним из важных педагогических проблем.

Экология как предмет в школах города почти не преподается. А в современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Поэтому изучение реальных теоретико-экологических проблем в школе на основе интеграции разных учебных дисциплин - биологии, географии, истории, литературы, физики - будет способствовать установлению естественных связей изучаемого материала с жизнью, развивать ответственность каждого учителя предметника за экологическое образование школьников.

Исходя из этих соображений, в учебной программе рассматриваются пути и средства формирования экологических знаний и культуры учителя предметника, отсюда и ученика в учебном процессе.

Посредством этой учебной программы можно будет обобщить опыт учителей по воспитанию у школьников ответственного отношения к окружающей среде, к природе.

Учебная программа состоит из модулей. Если с 1 по 3 и 5 части общие для всех учителей предметников и информативного характера, то 4-ая часть состоит из модулей для каждого конкретного предмета. В данном случае на практических занятиях учителя разрабатывают пути экологизации некоторых тем своей программы или находят возможности рассматривать по некоторым темам ситуации экологического характера. Разработка или просмотр урока, внеклассного мероприятия даст возможность обобщить опыт работы учителей по разрешению этой проблемы.

Учебная программа рассчитана для всех категорий учителей, волнующихся за экологическое будущее.

Цель:
Способствовать повышению профессиональной компетентности учителя -предметника по вопросам экологического образования и воспитания.
Задачи:

  1. Расширить знания учителей-предметников по экологическому состоянию природной среды , взаимоотношениях природы и общества.

  2. Раскрыть значимость экологического образования и воспитания в процессе преподавания предмета.

  3. Показать возможности предмета в реализации задач экологического образования.

Историко-обществоведческое образование: новое измерение
Содержание программы спецкурса призвано помочь учителям истории и обществознания ориентироваться в сложной современной ситуации в области преподавания предметов, связанной с изменением парадигмы школьного историко-обществоведческого образования, поиском новых приоритетов, переходом на концентрическую структуру, появлением альтернативных программ и учебников. Данная учебная программа носит не просто информативный характер и не предлагает готовые и бесспорные методические рецепты. Мы приглашаем учителей к продуктивной дискуссии, к обмену творческим опытом, профессиональными размышлениями о целях и перспективах школьного историко-обществоведческого образования.

УМК учителя-истории
Цель: познакомить с альтернативными программами и учебниками по предмету, показать преимущества учебников нового поколения перед традиционными.

Профессиограмма учителя истории
Данный спецкурс рассчитан на учителя-предметника II, I и высшей квалификационной категории. В программе содержатся практические рекомендации по основным направлениям профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. Большое внимание уделено вопросам мотивации и стимулирования профессионального развития учителя-предметника, планированию его карьеры.

Нормативно-правовые основы аттестации работников образования
Сегодня практически все учреждения системы образования в разных странах пришли к необходимости оценки квалификации и качества работы своего персонала. В нашей стране в связи с введением Единой тарифной сетки возникла потребность в определении и оценке уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. Роль механизма, с помощью которого устанавливается соответствие работника требованиям (показателям) к профессиональной компетентности, выполняет аттестация. Аттестация на квалификационные категории, проводимая в РТ, сыграла свою позитивную роль в повышении профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров, изменила их мышление, подходы к оценке результативности труда. Аттестация стимулировала педагогов к освоению продуктивных образовательных технологий, способствовала формированию соответствующих компетенций у руководителей образовательных учреждений. Из года в год растёт число желающих аттестоваться на высшую и первую квалификационные категории. Это говорит о стремлении работников образования к профессиональному росту, самоутверждению, желанию добиться адекватной оценки результатов своего труда. Прослеживается и непосредственная связь между уровнем квалификации педагога и качеством знаний обучающихся (воспитанников). Качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда, является одним из важнейших показателей квалификации педагогического работника.

Преобразования в аттестации направлены на демократизацию, либерализацию аттестационных процедур. С этой целью введены вариативные формы для первого (экспертиза результативности деятельности) и второго (экспертиза профессиональных знаний) направлений аттестации.

Реализация новых идей в аттестации педагогических и руководящих кадров даст возможность использовать механизм аттестации в качестве фактора, позволяющего поднять качество образования в регионе и защитить профессиональные права педагога. Единый подход в использовании вариативных форм и процедур аттестации позволит объединить усилия всех образовательных субъектов и сохранить целостность единого образовательного процесса в нашем регионе.

Учебная программа спецкурса "Нормативно-правовые основы аттестации работников образования" может быть использована при проведении курсов повышения квалификации. Программа обеспечивает единый государственный подход к процедуре аттестации педагогических и руководящих работников при органической взаимосвязи аттестации кадров с непрерывным педагогическим образованием.

Данная программа должна помочь работникам образования, готовящимся к аттестации, понять механизм проведения внутренней экспертизы профессиональной компетентности претендентов на вторую категорию, внешней экспертизы результативности деятельности претендентов на первую и высшую категории. А также ознакомить их с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими материалами по аттестации; требованиями к квалификации педагогических и руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; разъяснениями и рекомендациями по порядку аттестации в том или ином учебном году; минимально гарантированным набором форм аттестации, предлагаемым на выбор аттестуемому (по направлениям деятельности). В целях защиты интересов и прав аттестуемых на занятиях рассматриваются права и льготы, предоставляемые работникам образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации, некоторые вопросы применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

На данный спецкурс учебным планом отводится 6 часов, из них 4 часа лекции, 2 часа практические занятия.

Цель: Способствовать развитию профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, готовящихся к аттестации.

Задачи:

  1. Создать условия для углубления и систематизации знаний по нормативно-правовым основам аттестации.

  2. Оказать практическую, консультационную помощь в осмыслении процедуры проведения аттестации.

Тренинг "Управление человеческими ресурсами"
Руководитель, являясь основным звеном управления в трудовом коллективе, влияет на результативность деятельности данного коллектива, на эффективность взаимодействия в трудовом коллективе, на организационный, социально-психологический климат в коллективе. Как показывают исследования в области психологии и социологии управления, именно взаимодействие руководителя и коллектива является тем фактором, который детерминирует эффективность выполнения целей коллектива.

Цель: Способствовать повышению управленческой компетентности руководителей производственных подразделений.
Задачи:

  1. Ознакомить руководителей с типами организационных культур. В тренинговом упражнении определить: а) доминирующие в их подразделениях типы культур, б) наиболее адекватные современным социально-экономическим условиям типы организационных культур.

  2. Ознакомить руководителей с типологией этапов эволюционного развития организации. В тренинговом упражнении определить этап эволюционного развития совей организации.

  3. Ознакомить участников тренинга с особенностями ролевого поведения, этапами развития команды и адекватными им стилями взаимодействия руководителя и подчиненных. В тренинговых упражнениях и тестах определить критерии, условия и факторы, детерминирующие эффективность работы в малых группах (командах), положительные и отрицательные стороны командной работы, а также свою социально-профессиональную роль в команде.

  4. Ознакомить руководителей с особенностями различных стилей управления коллективом. В тренинговых упражнениях выделить условия и факторы, влияющие на выбор руководителем того или иного стиля управления; проанализировать особенности различных стилей управления и их влияние на эффективность решения проблем, социально-психологический климат коллектива.

  5. Ознакомить руководителей с теориями организационного поведения и актуализировать знания руководителей по проблемам влияния мотивации на эффективность трудовой деятельности. В тренинговых упражнениях и тестах выработать наиболее оптимальные способы мотивации и стимулирования подчиненных.

  6. Компенсировать недостающие знания по проблемам межличностного, делового взаимодействия в условиях трудового конфликта; ознакомить руководителей с барьерами взаимодействия, сущностью, динамикой, причинами социального конфликта.

Методология и методика проведения социологического исследования
Социология - фундаментальная гуманитарная дисциплина, формирующая научное представление о жизни общества, гражданскую позицию человека, его социальные и интеллектуальные притязания. Значение социологии в большой степени возрастает в Х1 столетии, обо именно она может взять на себя ответственность за последовательное и доказательное объяснение радикальных социальных перемен, характерных для современного российского общества.

Социологические исследования углубляют наши представления о процессах, развертывающихся в обществе, коллективе, малой группе; они позволяют диагностировать социально-психологический климат в различных социальных группах общества, дают представление о состоянии общественного мнения по актуальным проблемам жизнедеятельности.

Каждое серьезное дело требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. Это истина, сомнению не подлежащая. И социологические исследования не составляют здесь исключения. Можно сказать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и практических приемов социологического анализа различных социальных явлений и процессов предшествует кропотливое овладение методологией социологического исследования.

Цель: ознакомить слушателей с методологией, методикой, техникой проведения социологического исследования и научить их самих проводить исследования социальных проблем в своих образовательных учреждениях (разработка программы исследования, выбор методов сбора, анализа и интерпретации социальной информации, подготовка итогового документа) - для студентов, учителей обществоведения, воспитателей, завучей, аспирантов, соискателей (36 часов).

Спецкурсы приглашенных лекторов

Скачать перечень спецкурсов приглашенных лекторов

       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H