поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Направление деятельности
Cостав
Научно-методическая работа
Спецкурсы
Вариативные спецкурсы
Педагогический опыт
Программные разработки

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий

    Основные направления деятельности кафедры:

  • проведение прикладных исследований в области современных проблем информатизации образования;
  • формирование содержания и методики подготовки и переподготовки педагогических кадров в области использования информационных и телекоммуникационных технологий во всех формах образовательной деятельности (разработка структурно-логической схемы обучения с выделением основных модулей и их взаимодействий в системе повышения квалификации);
  • распространение информационных методов обучения и внедрению новых информационных технологий в системе образования.

 Организация курсовой подготовки по информационным технологиям

Курсовая подготовка по информационным технологиям организуется для работников образовательных учреждений: руководителей, заместителей директоров по информатизации, учителей-предметников, учителей информационных технологий.

Образовательным учреждениям предлагается две формы обучения:

  • на базе института. Образовательное учреждение направляет желающих в институт;
  • на базе образовательного учреждения. Образовательное учреждение обеспечивает группу слушателей, материально-техническую базу (не более 2-х человек за одним ПК). Комплектование групп слушателей производится по итогам проведения обзорных лекций на курсах повышения квалификации работников образования, по плану-проспекту курсовых мероприятий ИНПО.

        Кафедра Информатики и информационных технологий организует повышение квалификации в области НИТ работников образовательных учреждений. Подготовка слушателей осуществляется на основе блочно-модульной программы обучения. Программы обучения, изучаемых модулей сотрудники лаборатории разрабатывают с учетом требований к уровню подготовки педагога, изложенных в "Концепции модернизации российского образования", принятой в 2002г.

        Модули используются при организации проблемных курсов различных уровней подготовки: базового, базового-профильного, углубленного и профильного. Отдельные модули преподаватели используют при проведении обзорных лекций для ознакомления слушателей с новинками в области информационных технологий, с целью привлечения педагогов на проблемные курсы. Блочно-модульные программы обучения позволяют организовать обучение каждой группы с учетом профессиональной ориентации слушателей.

        Базовый уровень обучения подразумевает овладение учителями-предметниками офисных технологий с целью формирования у педагогов соответствующего уровня компьютерной и информационной культуры. До сих пор базовый уровень обучения не теряет своей актуальности. В 2007-2008 учебном году количество слушателей этого уровня обучения в 3 раза больше (182 педагога), по сравнению с предыдущим (52 педагога). Это объясняется:

  • общими тенденциями развития информационного общества;
  • требованиями администрации к педагогам внедрять новые модели обучения, предусматривающие активное использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
  •  улучшением материально-технической базы ОУ, смотивированностью педагогов 1 и высшей категорией.

        Хотелось бы отметить, что популярностью среди слушателей пользуются и базовый-профессиональный и углубленный уровни обучения.

       Базовый – профессиональный уровень предусматривает формирования потребности у педагога «эпизодически» применять компьютер в учебном процессе. В процессе обучения слушатели разрабатывают собственные информационно - обучающие программные продукты. Для создания учебных программных средств используются, как офисные технологии, так и другие прикладные приложения, изучаемые в рамках курсовой подготовки в соответствии с предметной специализацией. Разработка модулей входящих в базовый-профессиональный уровень осуществляется на основе заявок ОУ. Модули разрабатываются в соответствии со спецификой ОУ. Например, модуль «Система автоматизированного проектирование» (автор – Филатова З.М., 36ч.), разработан для повышения квалификации преподавателей СПО (мастера УНПО, преподаватели спецдисциплин профессиональных училищ, учителя технологии и черчения). Данный модуль был специально разработан для педагогов технического колледжа №57. На занятиях слушатели рассматривали приемы выполнения чертежей деталей или электрических схем, учитывая специфику своего предмета. Результаты курсовой подготовки отражают усвоение основных приемов работы в системе автоматизированного проектирования на 42 %. При самостоятельном оценивании своего уровня слушатели отмечают успешное овладение компьютером (73-82 % качества). Хотелось бы отметить, что разработка профессионально-ориентированных модулей вызывает у преподавателей кафедры следующие затруднения:

  • разработка модуля требует от преподавателя освоения конкретной профессиональной области знаний, например, металловедение, сопромат, цветоведение, нотная грамота, книга суммарного учета и т.п.;
  • поиск и приобретение прикладного программного обеспечения;
  • отсутствие учебно-методических пособий.


       Углубленный уровень обучения направлен на формирования у слушателей умений и навыков работы с современным компьютерным оборудованием, на знакомство слушателей с инновационными информационными технологиями, например, «Интерактивные технологии в обучении» (автор Голубева Я.С., 24ч.). При разработке модуля углубленного уровня преподаватели используют ресурсы Интернет (публикации, руководства по эксплуатации, отзывы на форумах и т.д.). Можно сказать, что преподаватели самостоятельно осваивают технические инновации, не имея доступа к оборудованию, разрабатывают учебно-методическое обеспечение для его эффективного внедрения в педагогическую практику. При преподавании модулей соответствующего уровня преподаватели сталкиваются с внедренческими проблемами. Например, каждое ОУ настаивает при обучении использовать свою марку компьютерного оборудования и программное обеспечение с ориентацией на конкретную предметную область. В таких условиях деятельность сотрудников кафедры приобретает характер инновационной деятельности.

       Профессиональный уровень рекомендуется тем педагогам, которые осуществляют преподавания предмета информатики и ИКТ в образовательных учреждениях любого вида и типа. С целью привлечения внимания к проблемным курсам модули данного уровня в обзорном виде используются преподавателями кафедры на курсах повышения квалификации для учителей информатики.

Перечень курсов по уровням обучения

Уровни обучения
 
Общее кол-во
Общее кол-во часов
Кол-во слушателей
Углубленный уровень обучения
8
451
148
Уровень базовый - профессиональный
5
348
55
Базовый уровень
10
834
182
Профессиональный уровень
3
213
64

      В 2007-2008 гг. всего было проведено 31 курсовое мероприятие: 4 семинарских занятия и 27 проблемных курсов.

     По сравнению с предыдущим учебным годом большинство курсовых мероприятий носило выездной характер. Многие ОУ Закамского региона в рамках реализации ФП «Образование» заключали с ИНПО договора для проведения проблемных курсов по информационным технологиям на базе ОУ. Количество курсовых мероприятий организованных для образовательных учреждений Закамского региона в 2007-2008 гг. по сравнению с предыдущим годом возросло в 2 раза. Несмотря на то, что такая форма проведения курсовых мероприятий удобна для ОУ, но следует отметить следующие недостатки:

  • материально-техническая база ОУ недостаточная для проведения эффективной курсовой деятельности в области ИКТ (не достаточное количество рабочих мест, отсутствие высокоскоростного доступа к Интернет, программное обеспечение не соответствует заявленному руководителем курсов, отсутствие обслуживающего технического персонала);
  • нерациональное наполнение учебных групп (в учебное время педагогам приходится отвлекаться от занятия для проведения своих уроков, так как администрация ОУ расписание курсов не совместило со школьным расписанием для некоторых обучающихся педагогов);
  • количество слушателей отличается от того, которое заявлено в договоре – не позволяет организовать коллективную практическую работу;
  • выездные мероприятия требуют от преподавателей больших усилий и затрат для организации подобного обучения.

    При проведении выездных курсовых мероприятий преподаватели ориентируют слушателей на продолжение обучения в соответствии с современным развитием ИКТ.
Курсовые мероприятия на базе ИНПО организуются и проводятся в соответствии с планом-проспектом.


Количественный состав слушателей по годам обучения
 
Общее кол-во часов
Кол-во слушателей
2001-2002
 
906
217
2002-2003
 
690
128
2003-2004
 
768
158
2004-2005
 
1068
189
2005-2006
 
1532
527
2006-2007
1228
353
2007-2008
1846
593
итого
 
8038
1572

       Анализ анкет респондентов показывает, что слушателей удовлетворяет разнообразие модулей курсовой подготовки, практическая направленность обучения. Большинство опрошенных, отмечают повышение уровня информационной культуры (например, в анкетах встречается: «…мы с вами начали говорить на одном языке»). Многие слушатели высказывают пожелание продолжить свое обучение в области информационных технологий.
       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H