поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Направления научно-исследовательской работы

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра общей и коррекционной педагогики и психологии > Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Направления научно-исследовательской работы кафедры:

Материалы регионального семинара для учителей-дефектологов ДОУ по проблеме: «Инновационные подходы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями», который состоялся 8 октября 2008 г. на базе в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны.

       В семинаре приняло участие 30 учителей-дефектологов ДОУ из г.г. Менделеевска, Альметьевска, г. Нижнекамска, Елабуги, Наб.Челны.
       Семинар состоял из теоретической и практической части.
       Теоретическая часть семинара раскрывала научно-методические аспекты обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
       Была представлена авторская «Программа обучения и воспитания детей 2-7 лет с сочетанными нарушениями в развитии», составленная педагогами ДОУ №61.
      Педагоги коррекционных учреждений города Набережные Челны выступили с подробными докладами об инновациях в своей коррекционной работе с показом демонстрационного материала на электронном носителе. Опыт работы докладчиков получил положительные оценки со стороны участников семинара.

 Ахмедова С.Н. – руководитель ГМО учителей-дефектологов Г. Набережные Челны «Организация коррекционной работы в группах для детей с особыми образовательными потребностями в г.Набережные Челны»

      С каждым годом возрастает число детей с проблемами в развитии. Это связано с тем, что возрастают факторы риска как внутреннего, так и внешнего характера. 
     Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства.

Полную версию доклада скачать здесь.


 Герок Е.Ю. – учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны «Коррекционная работа в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата».

     По ряду причин в последнее время всё больше детей с ДЦП. Они оторваны, изолированы от жизни общества. Возникла необходимость создания специальных групп. И вот уже 6 лет в нашем детском саду работают 2 группы для детей с ДЦП. В них обучаются 18 детей. Открытием этих групп мы попытались решить часть проблем семей, имеющих детей с ДЦП.
     В процессе работы мы поняли, что существующие программы не дают результата. Возникла острая необходимость создания специальной программы. Такая программа была создана педагогическим коллективом наших групп.
     Цель программы: создание возможностей для интеграции ребёнка в образовательные учреждения, в общество.


Полную версию доклада скачать здесь.


 Нещерет Т.Ю., учитель-дефектолог МДОУ №84 «Новые подходы в развитии пространственно-количественных представлений у детей с ЗПР».

      Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, началом школьного обучения с 6 лет, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырас-тить детей людьми, умеющими думать, правильно оценивать различные си-туации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
     Для детей с ЗПР характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-6 летнего возраста не приобретают многих самых элементар-ных знаний и представлений о математике: плохо запоминают название цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности о про-странственных представлений. Для этих детей необходима специально кор-рекционная работа, направленная на восполнения в пробелах в их математи-ческом развитии.

Полную версию доклада скачать здесь.


 Гарипова Г.Х., учитель-дефектолог МДОУ №84 «Формирование математических способностей через театрализованную деятельность».


     Современные требования к образовательной работе в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм ее организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. При обучении математике основное усилие педагогов должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у детей интерес к самому процессу познания математики, преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться к достижению поставленной цели. В своей работе по развитию математических представлений у дошкольников мы используем театрализованные игры. Они носят универсальный характер, поскольку они способствуют формированию математических знаний, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей (С. И. Мери Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина и др.), что в наибольшей степени отвечает специфике образовательных задач для детей с ЗПР.
     Театрализованные представления вводятся в деятельность дошкольников дифференцированно, в соответствии с их индивидуальными особенностями и возрастными закономерностями развития. Они построены на математическом содержании, которое преподносится детям в увлекательной форме, театрализованные игры та же детская игра, с участием различных персонажей.

 Полную версию доклада скачать здесь.

  Татаренко В.А. - воспитатель МДОУ «Детский сад № 17 г. Набережные Челны «Проектно-исследовательская деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями».

     Возрастающее понимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Сейчас исследовательское поведение не как узкоспециальная личностная особенность, а как неотъемлемая характеристика личности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
      Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.
      Важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования, наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

 Полную версию доклада скачать здесь.


      Педагоги г. Нижнекамска познакомили с оснащением и системой работы сенсорной комнаты своего детского сада и переняли опыт работы ДОУ №61 по оснащению сенсорной комнаты и системе сенсорного воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
      Практическая часть семинара была представлена открытыми занятиями, на которых учителя-дефектологи продемонстрировали инновационные подходы к обучению детей с ДЦП. Большой интерес, бурное обсуждение и положительные отзывы получили занятия, проведенные опытными педагогами по основным направлениям работы с детьми с ДЦП: изодеятельность с использованием нетрадиционных методов рисования, сенсорное воспитание, логоритмика, ознакомление с художественной литературой, театрализованная деятельность. Многие педагоги взяли на вооружение методы и приёмы, использованные на занятиях.

Герок Елена Юрьевна – учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны

Поздеева Ольга Валерьевна – воспитатель МДОУ «Детский сад № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны

Панкова Зоя Михайловна – воспитатель МДОУ «Детский сад № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны

Секерина Тамара Васильевна – воспитатель МДОУ «Детский сад № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны

 

 


Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение развития одарённых детей», которая состоялась 30 марта 2007г. в ГЦДТиМ г. Набережные Челны

Доклады участников конференции


1. Игнатенко А.М., канд. психологических наук, доцент НГПИ, г. Наб. Челны
«У истоков рождения интеллектуальной и творческой одаренности в условиях ДОУ»
 

        Проблема одаренности в наши дни стала настолько актуальной, что ее вполне можно отнести к «проблемам века».
     Умственная одаренность включает не только интеллект, но и креативность или творческие способности. Соотношение творческих способностей и интеллекта – проблема, решением которой занимались разные психологические школы и отдельные ученые. Так Я.А. Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем на этапе решения – активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения снова занимается сознание.

Полную версию доклада скачать здесь.

2. Хакимова Н.Г., канд.педагогических наук, доцент НГПИ, г. Наб.Челны
«Пространство развития креативности. Возрастные возможности»

       Исследования различных аспектов творчества в отечественной психологии имеют давние традиции (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, З.И.Калмыкова. В.А.Крутецкий, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.). Научный поиск в направлении природы творчества и творческих способностей, сущности феноменов креативности, одаренности способствовал становлению базовых теоретических концепций и научных школ. Среди многочисленных современных изысканий выделим фундаментальные работы Д.Б.Богоявленской (концепция одаренности, метод «Креативного поля»), В.Н.Дружинина (психология общих способностей и креативности), Н.С.Лейтеса (возрастная одаренность школьников). 
     Креативность рассматривается как творческая направленность личности, обладающая продуктивным (творческим) мышлением и совокупностью общих и специальных способностей, которые предопределяют творческую деятельность, проявляются и развиваются в ней. Соответственно, структуру креативности логично представить в виде триады: творческая направленность личности (доминанта личности, доминанта внутренней мотивации к творчеству); продуктивное мышление; специальные способности.

Полную версию доклада скачать здесь.

3. Нохрина И.Г., канд. психологических наук, доцент НФ Академии управления «ТИСБИ» г. Наб.Челны
«Развитие креативности в условиях профтехобразования»


        Социально-экономическая и общественная жизнь в России свидетельствует о все более возрастающей потребности осуществлять своевременный анализ имеющегося интеллектуального ресурса нашего общества, среди которых центральное место занимает детская одаренность. 
      По мнению Д.Ж.Рензулли, «одаренность – это сочетание, взаимосвязь трех компонентов: интеллекта выше среднего, креативности и приверженности к мотивации достижения цели. Человек не состоится как талант, если нет у него хотя бы одного из этих качеств. При наличии необходимых внешних условий недостаток интеллекта даст минимальные достижения. Отсутствует мотивация достижения, не будет и самих достижений. А если ограничена креативность, мы получаем только хорошего исполнителя».
      Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального, и личностного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для ее решения различные социальные институты, семью, образовательные учреждения, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.

Полную версию доклада скачать здесь.

4. Мухтярова Э.И., зам. директора по УВР высшей квалификационной категории МОУ «Лицей № 82» г. Наб. Челны, канд. философских наук
«Научное общество учащихся как средство развития творческого потенциала учащихся»


        Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся педагогический коллектив лицея видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования. 
      Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьников механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Чтобы решить задачу лицея и способствовать развитию творческой личности учащихся, в лицее разработана система организации научно-исследовательской деятельности. Эта система включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятий искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Повышенный уровень образованности отличается от базового не столько объемом знаний, сколько ориентацией на овладение методологическими знаниями и способами продуктивной деятельности.

Полную версию доклада скачать здесь.

5. Самоходова Л.А., педагог-психолог I квалификационной категории, СОШ №45 г. Наб.Челны
«Интерактивные методы обучения как средство манифестации креативности учащихся в условиях массовой школы»


        В начале XXI, информационного века ведущими ресурсами устойчивого развития общества становятся именно знания, их производство, передача и усвоение, что требует изменений во всей системе обучения и подготовки будущих, каковыми являются сегодняшние учащиеся школ, да и настоящих специалистов. Эти обстоятельства настоятельно требуют интенсифицировать образовательный процесс на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей наиболее полное раскрытие творческого потенциала одаренных детей.
     Цель данного доклада показать опыт использования тренинга «Навыки жизни» как средства, способствующего самораскрытию и манифестации креативности учащихся в условиях массовой школы. 

Полную версию доклада скачать здесь.

       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H