поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Направления деятельности
Состав
Научно-методическая работа
Научно-исследовательская работа
Педагогический опыт
Учебный план
Спецкурсы
Вариативные спецкурсы

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра общей и коррекционной педагогики и психологии > Спецкурсы

Спецкурсы

Психология общения

Вся наша жизнь – это наука и искусство совместного проживания с другими людьми. Многоплановый характер общения, включающий многообразие функций и сторон, вербальную и невербальную коммуникацию, является серьезным предметом научных исследований ученый разных направлений.
Для психологов, работников образования искусство общения является важной профессиональной чертой, ибо главным средством реализации производственных задач выступает коммуникация. И, следовательно, от уровня развития у таких работников коммуникативных способностей во многом зависит эффективность их труда.
Целью занятий по психологии общения является повышение психологической культуры общения, основание приемов делового общения, повышающих эффективность коммуникативной деятельности. Овладение такими приемами позволит более тонко раскрыть свою личность, более продуктивно строить взаимоотношения с людьми и влиять на них.
Одной из важных задач изучения данной дисциплины является осознание понятия «общение», его значения в личной жизни и профессиональной деятельности; освоение системы знаний о структуре и функциях делового общения, средствах и условиях, обеспечивающих его эффективность.
Основными формами учебной работы являются лекции и практические занятия; организуется самостоятельная работа с учебной литературой.
Формой итогового контроля является зачет.
Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Психологические условия успешности образовательного процесса

             Современное российское образование постепенно приобретает развивающий характер. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности педагога, ориентация образовательного процесса на развитие личности обучающегося, создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей. Личностно-деятельностный подход – основа современного образовательного процесса.
Для освоения гуманистических ценностей личностно-ориентированного образования педагогу сегодня, как никогда, необходимо глубокое знаний современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе.
              В нормативных документах последних лет, в психолого-педагогической литературе подчеркивается, что основой профессиональной компетентности преподавателя является его психолого-педагогическая образованность. Эффективный и творческий учительский труд – это прежде всего и более всего работа психологическая. Профессор Б.А. Сосновский справедливо отмечает: “Психологической грамотности и культуры остро не хватает всему современному обществу… По особому актуально существенное повышение типологической образованности (подготовленности, компетентности) учителя – представителя, может быть, самый распространенный и ответственный типологической профессии”.
               Данная программа и предназначена для того, чтобы в определенной степени помочь педагогу расширить и углубить свою психологическую подготовку. В ней рассматриваются те проблемы современной науки, которые вызывают особые трудности и имеют на сегодняшний день наибольшее значение для работы преподавателей: организация успешного психолого-педагогического взаимодействия с обучаемыми, их родителями и коллегами; развитие мотивации к учению и готовности к самообразованию; социально-психологическая защита студентам; предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций,
               Цель программы: способствовать развитию психолого-педагогической компетентности слушателей курсов.
               Задачи: 1. Вызвать к обсуждаемым проблемам, показать их актуальность.
                            2. Помочь: а) осмыслению и усвоению системы психолого-педагогических знаний, необходимых для решения современных задач образования.
б) формированию культуры педагогического мышления, рефлексии.
Программа предназначена для педагогов Камского государственного автомеханического техникума.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь. 

Психолого-педагогические основы развития одаренных учащихся

Стандартный подход учителя к учащимся, игнорирование индивидуальных природных особенностей, стремление к “усреднению” количественной оценки результатов деятельности школьнико неизбежно приводит к потере многих талантов в школе. Считалось, что талант сам пробьет себе дорогу, что одаренный ребенок в школе – фактор дискомфорта учителя. Отсюда и отношение к одаренному как к “возмутителю спокойствия”. Сегодня всем работникам образования известно, что смена парадигмы общественного развития и предстоящее вхождение в информационно-технические пространство грядущего века сформулировало и новое поле образовательной деятельности России. Это относится прежде всего к обучению одаренных детей – как носителей прогресса общества.
Поэтому цель спецкурса ознакомить учителей с психологической сущностью феномена одаренности, дать представление о совремнных научных взглядах на природу детской одаренности, показать соотношение биологических и социальных факторов проявления одаренности на разных возрастных этапах.
Задачи: 1) выявить основные параметры специфики обучения и воспитания одаренных детей в семье и школе;
              2) способствовать формированию у учителей мотивации работы с одаренными детьми.
 
Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Личностно-деятельностный подход в условиях образовательной деятельности

Коренные социально-экономические изменения происшедшие за последние десятилетие в жизни России, создают определенные условия для появления принципиально новых подходов к построению системы образования, более того – требуют существенных изменений в этой сфере.

Учебная ситуация определяется не столько учебным материалом, сколько характером межличностных отношений ребенка с воспитывающим взрослым. Поэтому попытки совершенствования учебного процесса путем модернизации содержания учебного материала не затрагивают структур межличностных отношений в реальной ситуации обучения и, следовательно, целенаправленно не способствуют личностному развитию ее участников. Главным принципом личностно-ориентированного обучения является признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса. Естественно, что для его реализации потребуется и “новый” учитель. Личностно-ориентированная модель вносит  существенные коррективы в традиционные представления о содержании и методах подготовки учителя. Поэтому предлагаемый спецкурс носит актуальный характер.

Цель: способствовать совершенствованию профессионального мастерства учителя через осуществление личностно-деятельностного подхода в образовательной деятельности.

Задачи: 

1. Создать условия для формирования мотивации учителя к реализации личностно-деятельностного подхода в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса.

2. Помочь учителю овладеть личностно-деятельностным подходом.

 

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

 
Имиджелогия
В нормативных документах последних лет ("Национальная доктрина образования", "Концепция структуры и содержания общего среднего образования" и др.) подчеркивается, что основой профессиональной компетенции учителя является психологическое образование. В настоящее время современное Российское образование приобретает интегративный характер. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентации учебного процесса на развитие личности ребенка и учителя. Налицо новые ценности педагогической деятельности, главное из которых - помощь ребенку в развитии его личности.

Для освоения гуманистических ценностей личностно-ориентированного образования учителю сегодня как никогда необходимы знания современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе.

Значительное место в профессиональной деятельности педагога высшей квалификационной категории должно занимать стремление к творческому осмыслению образовательной деятельности и способность осуществлять такую деятельность. Это возможно при условии общей гармонизации личности: адекватной самооценки, способности к рефлексии и т.д. Наконец, высокого уровня творческости.

Данная программа предназначена для того, чтобы в определенной степени помочь учителю расширить и углубить свою психологическую подготовку.

Программа рассчитана на 20 часов. Из них 10 лекций, 10 практических занятий. В ней предполагается использовать разные организационные формы обучения: лекции, практические занятия, коллективные дискуссии, психологическое тестирование, психологические игры и упражнения.

Цель программы: Содействовать психологической компетентности учителя.
Задачи:

 Создать условия для углубления и систематизации теоретических знаний, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

Содействовать развитию творческого потенциала учителя через:

  • формирование его позитивной я - концепции;

  • развитие рефлексии оценочного мышления, планирования и т.д.

Перспективные педагогические технологии
Основными целями модернизации образования являются повышение качества общего образования, создание условий для формирования здорового образа жизни обучающихся.

Реализация этих целей предполагает прежде всего устранение перегрузок обучающихся в целях сохранения и укрепления их здоровья путем установления новый структуры общего образования, обновления содержания образования, внедрение современных адаптивных педагогических технологий в учебный процесс.

Основной целью данного спецкурса является повышение профессиональной компетенции педагогов на основе ознакомления их новыми педагогическими технологиями.
Задачи данного спецкурса:

  • ознакомить с существенными чертами объяснительно-иллюстративной технологии обучения и негативными последствиями данной технологии;

  • доказать необходимость перехода к новым технологиям обучения;

  • сопоставить структуру урока в объяснительно-иллюстративном режиме и структуру учебного занятия в адаптивной школе;

  • ознакомить с основными принципами дидактической системы. Л.В. Занкова и общими положениями теории развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Спецкурс рассчитан на 12 учебных часов с практическим посещением урока.

Психолого-педагогические основы управления образовательным процессом
Каждый учитель в свое время в тот или иной объем очно или заочно изучал курс психологии, который входят как составные части элементы возрастной и педагогической психологии. Естественно, что при этом изучались линь общие основы психологии, а вопросы, имеющие для учителя особое значение рассматривались лишь в контексте всего курса. Кроме того. когда нынешние учителя изучали основы психологии в педагогическим вузе у их еще. как правило, не было достаточного педагогического опыта и поэтому психологические знания усваивались ими лишь умозрительно, они не конкретизировались личными наблюдениями, личным опытом работы в школе.

Учителя проработавший уже несколько лет в школе сталкивается с многими трудностями он ищет ответы на многие возникающие у него вопросы.

В настоящее время современное российское образование постепенно приобретает развивающий характер. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности ребенка, создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей.

Налицо новые ценности педагогической деятельности, главная из которых - помощь ребенку в развитии его личности, приобщение к кругу общечеловеческих ценностей. Для освоения гуманистических ценностей личностно-ориентированного образования учителю сегодня, как никогда, необходимо глубокое знание современной психологии, умение использовать, ее достижения в своей повседневной работе.

Учителю надо многому научиться заново, а в ряде случаев и во многом переучиться. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с учащимися. Эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Не менее важно учителю научиться слушать и самого себя, свое внутреннее состояние, чутко улавливать степень осуществления поставленных перед собой и целей, сбои в решении отдельных учебных и воспитательных задач, характер своих повседневных взаимоотношений с учащимися, с их родителями, с тем, чтобы своевременно корректировать свою деятельность и поведение.

Все это возможно только на основе глубоких, осмысленных знаний психологии. Эффективный и творческий учительский труд - это прежде всего и более всего работа психологическая. Профессор Б.А.Сосновский справедливо отмечает: "Психологической грамотности и культуры остро не хватает всему современному обществу. По особому актуально существенное повышение психологической образованности (подготовленности. компетентности) учителя - представителя, может быть, самой распространенной и ответственной психологической профессии".

Данная программа и предназначена для того, чтобы хотя бы в некоторой степени помочь учителю расширить и углубить свою психологическую подготовку. Она не является систематическим курсом психологии, в ней рассматриваются лишь те проблемы психологической науки, которые имеют на сегодняшний день наибольшее значение для работы учителей.

Цель программы:
Содействовать более глубокому осмыслению того, как можно использовать общепсихологические закономерности при организации учебной деятельности школьников и собственной деятельности учителя с позиции новой педагогической парадигмы, согласно которой ученик является и становится субъектом учебной деятельности, а учитель помогает ему в этом.

Задачи:

Вызвать интерес к обсуждаемым проблемам, показать их актуальность.

Помочь:

  • осмыслить представление о системе психолого-педагогических знаний, необходимых для решения современных задач образования в связи с меняющейся ситуацией общественного развития.

  • формированию культуры педагогического мышления рефлексия.

Показать пути, некоторые способы и средства повышения эффективности организации образовательного процесса.

Психологическая диагностика
Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в сложном и динамическом мире конца XX столетия требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Именно эту задачу позволяет решить своими средствами психологическое тестирование.

Психологические условия эффективности образовательной деятельности
В нормативных документах последних лет ("Национальная доктрина образования", "Концепция структуры и содержания общего среднего образования" и др.) подчеркивается, что основой профессиональной компетенции учителя является психологическое образование. В настоящее время современное Российское образование приобретает интегративный характер. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентации учебного процесса на развитие личности ребенка и учителя. Налицо новые ценности педагогической деятельности, главное из которых - помощь ребенку в развитии его личности.

Для освоения гуманистических ценностей личностно-ориентированного образования учителю сегодня как никогда необходимы знания современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе.

Значительное место в профессиональной деятельности педагога высшей квалификационной категории должно занимать стремление к творческому осмыслению образовательной деятельности и способность осуществлять такую деятельность. Это возможно при условии общей гарманизации личности: адекватной самооценки, способности к рефлексии и т.д. Наконец, высокого уровня творческости.

Данная программа предназначена для того, чтобы в определенной степени помочь учителю расширить и углубить свою психологическую подготовку.

Программа рассчитана на 20 часов. Из них 10 лекций, 10 практических занятий. В ней предполагается использовать разные организационные формы обучения: лекции, практические занятия, коллективные дискуссии, психологическое тестирование, психологические игры и упражнения.

Цель программы: Содействовать психологической компетентности учителя.
Задачи:

  • Создать условия для углубления и систематизации теоретических знаний, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

  • Содействовать развитию творческого потенциала учителя через:

    • формирование его позитивной я - концепции;

    • развитие рефлексии оценочного мышления, планирования и т.д.

Психология и педагогика
В нормативных документах последних лет (Национальная доктрина образования РФ, Концепция структуры и содержания общего среднего образования и "Программа развития воспитания системе образования России на 1999/2001 год") подчеркивается, что основой профессиональной компетентности педагога является его психологическая образованность.

Каждый учитель в свое время в том или ином объеме очно или заочно изучал курсы психологии и педагогики, в которые входят как составные части элементы возрастной и педагогической психологии, вопросы теории и практики воспитания и обучения. Естественно, что при этом изучались лишь общие основы психолого-педагогической науки, а вопросы, имеющие для учителя особое значение, рассматривались лишь в контексте всего курса. Кроме того, когда нынешние учителя изучали основы психологии и педагогики в педагогическом вузе, у них еще, как правило, не было достаточного педагогического опыта и поэтому педагогические и психологические знания усваивались ими лишь умозрительно, они не конкретизировались личными наблюдениями, личным опытом работы в школе.

Учитель, проработавший уже несколько лет в школе, сталкивается со многими трудностями, он ищет ответы на многие возникающие у него вопросы.

В настоящее время современное российское образование постепенно приобретает развивающий характер. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности ребенка, создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей.

Учителю надо многому научиться заново, а в ряде случаев и во многом переучиться. Надо научится слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с учащимися, эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Не менее важно учителю научиться слушать и самого себя, свое внутренне состояние, чутко улавливать степень осуществления поставленных перед собой целей, сбои в решении отдельных учебных и воспитательных задач, характер своих повседневных взаимоотношений с учащимися, с их родителями, с тем, чтобы своевременно корректировать свою деятельность и поведение. Значительное место в профессиональной деятельности педагога должно занять владение культурой межнациональных и межэтнических взаимоотношений и способность формировать их у учащихся.

Все это возможно только на основе глубоких, осмысленных знаний психологии и педагогики. Эффективный и творческий учительский труд - это прежде всего и более всего работа психологическая. Профессор Б.А. Сосновский справедливо отмечает: "Психологический грамотности и культуры остро не хватает всему современному обществу: По особому актуально существенное повышение психологической образованности (подготовленности, компетентности) учителя - представителя, может быть, самой распространенной и ответственной психологической профессии".

Оптимальность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от авторитета преподавателя. Когда учащийся идет на занятие к педагогу имеющему высокий уровень авторитетности в данном учебном заведении, у него уже создан определенный настрой, усиливающий интерес к предмету и способствующий поддержанию устойчивого внимания в течение урока. Позитивный имидж педагога призван способствовать повышению авторитета учителя и престижа педагогической деятельности.

Цель программы: способствовать развитию психолого-педагогической компетентности и формированию потребности в профессиональном самообразовании слушателей.
Задачи:

  • Вызвать интерес к обсуждаемым проблемам, показать их актуальность.

  • Помочь:

    • осмыслению системы психолого-педагогических знаний, необходимых для решения современных задач образования;

    • формированию культуры педагогического мышления, рефлексии.

  • Способствовать развитию потребности в самообразовании.

Психология подростка
 В настоящее время, круг общества захлестнула волна наркомании, подростковой проституции, бездуховности. Когда впрямую встала угроза дегуманизации подрастающего поколения, надо в максимально короткий срок найти пути и средства нейтрализовать данные разрушительные тенденции.

 Первым таким шагом, с которого начинается осознание, а затем и управление социальными процессами, являются психологические знания. Именно они - наиболее мощное оружие в арсенале борьбы за человеческое в человеке - за его душу.

 Душа, сознание в подростковом возрасте, чаще, чем в другие возрастные периоды вызывает недоумение и непонимание. Как найти к ней подход? Такой подход, чтобы не было не поправимых ошибок, цена которых сначала отчуждения от школы и родителей, а потом - жизнь.

 На эти и многие другие вопросы дает ответ данный спецкурс.

Цель спецкурса: показать особенности подросткового периода.
Задачи:

  • Через психологическое просвещение учителя способствовать:

    • личностной переориентации трудных подростков;

    • повышению эффективности учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях в целом.

Психолого-дидактические и методические основы обучения татарскому языку русскоязычных учащихся
Основные темы спецкурса:

I. Дидактические основы обучения русскоязычных учащихся татарскому языку.

    1.1 Основные этапы и закономерности процесса усвоения.
    1.2 Урок - основная форма организации учебного процесса. Общедидактические типы уроков. Структурные элементы урока. Цели урока. Планирование урока.
    1.3 Основные типы уроков по обучению иноязычной речевой деятельности: формирование лексических, грамматических навыков; совершенствование лексических, грамматических навыков; уроки развития диалогической и монологической речи. Структурные особенности каждого типа уроков. Цикличность - основной механизм организации учебного процесса.
    1.4 Анализ и самоанализ уроков татарского языка. Виды анализа. Методический анализ урока, его основные элементы.

II. Методические основы обучения русскоязычных учащихся татарскому языку.

    2.1 Современный методический стандарт в обучении иноязычной речевой деятельности.
    2.2 Основные принципы организации учебного процесса татарскому языку русскоязычных детей.
    2.3 Школьный учебник - основное средство организации обучения. Основные функции учебника: содержательная и управленческая функции.
    2.4 Система упражнений по видам речевой деятельности. Упражнение как единица обучающей деятельности. Основные требования к системе упражнений. Виды упражнений по обучению неродному языку. Языковые и речевые упражнения. Условно-речевые упражнения, ситуативные упражнения. Система упражнений по обучению говорению, чтению, аудированию, письму.
    2.5 Система внеклассной работы по татарскому языку с русскоязычными учащимися. Цели, задачи, содержание внеклассной работы. Формы и виды организации внеклассной работы.

Психология общения
Психология общения как отрасль науки едва ли достигла своего совершеннолетия. В последние годы приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение общения. Эта актуальная тема все еще находится в стадии активной разработки, нуждается не только в обобщении, но и дальнейших исследованиях.

Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Стремительно изменяющиеся условия жизни побуждают человека к поиску новых средств существования.

Сокровенный смысл общения - обратить человека к Любви и Добру. Постижение и мучительное осуществление этого смысла происходит в самых разных отношениях с теми, кто нас окружает.

Общение человека разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием, а также выступает как двуединый процесс взаимного контакта с субъектом, в котором происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние друг на друга.

Цель данного курса - рассмотрение проблем коммуникативного взаимодействия с позиций современной психологии. Она конкретизируется в задачах:

  • Показать актуальность обсуждаемых проблем.

  • Раскрыть механизмы и закономерности коммуникативного воздействия.

  • Показать механизмы эффективного взаимодействия, сотрудничества, равноправного партнёрства.

Рус балаларына татар теле укытунын дидактик нигезләре
Татарстан Республикасынын иҗтимагый-политик строендагы 90нчы еллар башындагы узгәрешләр белем биру системасында да зур узгәрешләр таләр итте. "Татарстан халыклары телләре турындагы Закон" нигезендә гомуми белем биру мәктәпләрендә рус телле балаларга татар теле дәресләре укытыла башлады.

Билгеле буенча, рус балаларына татар теле укыту методикасы ул татар балаларына татар телен, ана телен укыту методикасыннан тамырдан аерылып тора. Әгәр татар балаларына татар теле hәм әдәбияты укытунын топ максаты балаларга татар телен hәм әдәбиятын фән буларак өйрәтү торса, рус телле балалар исә татар телен шушы телдә аралашу чарасы буларак өйрәнәләр. Телне аралашу чарасы буларак ойрәнү тел өйрәтү ысулларын да максатка ярашлы итеп сайлауны таләп итә. Методика, hичшиксез, тел туу закончалыкларына, сөйләм барлыкка килүнен физиологик, психологик закончалыкларына таянырга, тел өйрәтү чараларын шушы закончалыкларга нигезләргә тиеш. Шуларны исәпкә алып махсус курснын әчтәлеге татар балаларына рус теле укыту методикасы, чит тел укыту методикасы эчтәлегенә таянып төзелде.

Махсус курсның төп максаты - ана булмаган телне өйрәтүдә бугенге методик стандарт таләпләре нигезендә тел ойрәтү методикасы белән таныштыру hәм укытучынын профессиональ компетентлыгын күтәрү.

Бурычлары:

  • Укыту процессын оештырунын гомумидидатик, гомумметодик принциплары белән таныштыру.
  • Сөйләм эшчәнлеге төрләренә өйрәтү буенча күнегүләр системасы белән таныштыру, дәресләрдә күнегуләр системасын планлыштыруга карата практик кунекмәләр формалаштыру.
  • Гамәлдәге программалар, дәресләр, аларны анализлау системасы белән таныштыру аша укытучыларда тиешле укыту чараларын сайлап ала белү күнекмәләрен тәрбияләү.
  • Укытучынын професииональ компенентлыгына таләпләр. Аттестация тәртибе белән таныштыру.
  • Ана булмаган телне өйрәтүдәкулланылган методлар белән таныштыру. Курс программасы 54 сәгатькә исәпләнә. Курслар барышында ачык дәресләр  карау, анализлау планлаштырыла.
       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H