поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Направления деятельности
Состав
Научно-исследовательская работа
Научно-методическая работа
Учебный план
Спецкурсы
Вариативные спецкурсы

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра управления образованием > Спецкурсы

Спецкурсы



Теория управления в схемах и моделях
Представленные логико-структурные схемы, модели и тезисные конспекты являются учебно-методическим материалом к лекциям по теории управления. Более исчерпывающую информацию Вы можете получить на кафедре управления образованием ИНПО города Набережные Челны, прослушав следующие спецкурсы:
  • Программно-целевое проектирование развития школы как открытой социально-педагогической системы.
  • Теория и практика внутришкольного управления.
  • Управление образовательным процессом в школе и т.д.
Мы допускаем отсутствие полноты в раскрытии некоторых вопросов и с искренней признательностью примем любые конструктивные замечания и пожелания в свой адрес.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Тренинг обучения здоровью
Курс разработан как базовый при повышении квалификации учителей предметников, начального образования, работников учреждений дополнительного образования, дошкольных учреждений.

Уровни жизни и здоровья сегодня рассматриваются как важнейшие условия гуманитарного процесса и его критерии. Такой подход заставляет рассматривать здоровье как сложную динамическую и функциональную систему.

Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей, т.к. ребенок, человек - есть биосоциальная единица. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья, это прежде всего, процесс социализации личности ребенка. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействие с социальными факторами.

Сегодня существует несоответствие школьной системы образования и развития личности по конкретным закономерностям индивидуальности. Школа ищет и уже имеет представление о путях рождения новой Личности, не противоречащей законам природы, пытается заслонить закон единства и борьбы противоположностей законом единства и дополнения личности. Школа и творческий потенциал учителей может помочь найти пути взаимоотношений между ребенком и миром, природой, обществом. Поэтому появляется необходимость обучения самих учителей, воспитателей.

Цель тренинга Обучить педагогов формам и методам проведения школьных занятий по обучению здоровью.

Задачи тренинга:
  • Познакомить с методологией обучения здоровью.
  • Обучить навыкам групповой работы.
  • Тренировать навыки применения групповых и интерактивных методов в обучении на уроках здоровья.
Программа рассчитана на 24 часа.

Организационные и содержательные аспекты введения предпрофильной подготовки в 9-х классах основной школы и профильного обучения на старшей ступени общего образования
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но даже целые континенты.

Цель предпрофильной подготовки определена в "Концепции профильного обучения": выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Задачи предпрофильной подготовки:
  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
  • Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
  • Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Предпрофильная подготовка (ППП) - это не самостоятельная система, а является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <:> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".

Прежде всего, следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа".

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Цель курса: подготовить педагогов к введению ППП в 9-х классах и профильного обучения старшеклассников в условиях модернизации образования. В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но даже целые континенты.

Цель предпрофильной подготовки определена в "Концепции профильного обучения": выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Задачи предпрофильной подготовки:
  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
  • Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
  • Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Задачи курса:
раскрыть:
а) основные положения ППП и профильного обучения, механизмы реализации;
б) механизмы формирования муниципальной образовательной сети;
в) структуру "портфолио" как средства формирования образовательного рейтинга учащихся в ППП;
г)провести семинар-практикум по разработке курсов по выбору для педагогов-предметников;

Программа рассчитана на 24 часа, включает лекционное и практическое занятия. Программа снабжена презентацией.

Интерактивные технологии в образовании
В последнее время все большую популярность приобретают интерактивные методы обучения.

Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, в процессе которого подростки и юноши учатся анализировать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, отстаивать свою и уважать чужую точку зрения. В процессе игры, проходящей в условиях эмоционального комфорта, раскрепощенности, учащийся приобретает необходимые коммуникативные навыки, определяет свою роль в социуме.

Обсуждение актуальных проблем позволяет повысить не только интеллектуальный, но и эмоциональный уровень учащихся, т.к. культура ведения дискуссии, участия в мозговом штурме значительно улучшает культуру общения в целом, способствует развитию творческого мышления.

Интерактивные методы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне "равный - равному", где педагогу отводится роль координатора, наставника, а не воспитателя-информатора. 'I" с. учитель и участники занятия - часть одной команды, они работают над достижением одной цели.

Все это обуславливает необходимость включения в программу непрерывного образования педагогов спецкурса "Интерактивные технологии в образовательном процессе", направленного на формирование профессиональных знаний и компетенций в области повышения эффективности образовательного процесса, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры учащихся.

Программа предназначена для воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования.

Цель курса: формирование у слушателей системы знаний, умений, навыков в области повышения эффективности образовательного процесса, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры слушателей.

Задачи курса:
  • ознакомить с понятием интерактивных методов обучения;
  • раскрыть сущность интерактивных технологий,
  • ознакомить с видами и интерактивных технологий;
  • обучить принципам подготовки и проведения интерактивных занятий;
  • обучить способам внедрения интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс;
  • определить роль педагога и особенности его участия в интерактивном занятии;
  • ознакомить с понятиями коммуникативной и дискуссионной культуры, раскрыть их сущность, структуру, показатели и критерии;
  • предоставить возможность для овладения слушателями практическими умениями и навыками участия в интерактивном образовательном процессе в ходе практических занятий.
Объем курса часа, из них аудиторных занятий - 24 часа, из них аудиторных занятий - 12 часов, 12 часов отводится на самостоятельную работу слушателей. Программа включает 8 часов лекционных и 4 часа практических занятий.

Культура здоровья
Проблема сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экономических и политических задач, стоящих перед обществом. Основной причиной неблагополучного состояния здоровья человека является пренебрежительное отношение к своему здоровью, отсутствие элементарных знаний о строении и функциях организма, его потенциале, резервах здоровья и факторах, его определяющих. Одним из наиболее опасных для здоровья факторов является аддиктивное поведение (то есть наличие пагубных пристрастий, употребление никотина, алкоголя, наркотических и токсических веществ). Предотвратить приобщение студентов к психоактивным веществам возможно лишь через осознание ими ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни. Таким образом, основной воспитательной целью преподавания дисциплины является создание приоритета здорового образа жизни в студенческой среде и предотвращение распространения пагубных пристрастий среди студентов педагогического вуза.

Кроме того, с учетом специфики педагогического вуза и исходя из потребности общества в специалистах, компетентных в вопросах валеологического и антинаркотического воспитания, преподавание спецкурса "Культура здоровья" имеет дидактическую цель: подготовка педагогических кадров для осуществления антинаркотического воспитания в школе.

Программа спецкурса "Культура здоровья" включает в себя теоретический курс, состоящий из двух разделов: "Основы здоровья" и "Профилактика аутоагрессии", а также практический курс тренинговых занятий "Я + ТЫ = МЫ".

Спецкурс рассчитан на 40 аудиторных часов (10 лекционных и 10 практических занятий). Занятия по спецкурсу рекомендуется проводить в первом - третьем семестре.

Теоретический раздел "Основы здоровья" (10 часов) содержит необходимую научную информацию для формирования объективного личного отношения к своему здоровью. В содержании раздела отражено единство окружающей среды и организма человека, определены факторы риска, способствующие развитию заболеваний (пагубные пристрастия, гиподинамия, стресс и т.п.), даны общие понятия о методах оздоровления и профилактике заболеваний.

Задачи курса:
  1. Сформировать активное сознательное отношение студентов к своему здоровью.
  2. Мобилизовать усилия студентов на совершенствование своего здоровья.
  3. Сформировать общие понятия о методах оздоровления и профилактики заболеваний.
  4. Развить навыки самостоятельного сохранения укрепления здоровья.
Второй раздел теоретического курса "Профилактика аутоагрессии" рассматривает вопросы формирования пагубных пристрастий, причины их возникновения, этапы развития и протекания, влияние пагубных пристрастий на индивидуальное и популяционное здоровье человека.

Задачи курса:
  1. Сформировать научное представление о сущности пагубных пристрастий (табакизма, алкоголизма, наркомании, токсикомании) и их последствиях для здоровья.
  2. Создать условия для саморазвития антинаркотической устойчивости студентов.
  3. Развить устойчивое активное неприятие психоактивных веществ.
  4. Раскрыть причины приобщения к психоактивным веществам и предоставить студентам безопасные для здоровья альтернативы их употребления.
  5. Сформировать необходимые антинаркотические знания и компетенции.
  6. Предоставить студентам педагогических специальностей необходимый теоретический и методический материал для организации и проведения антинаркотического воспитания в школе.
  7. Сформировать знания и компетенции, необходимые для организации и проведения антинаркотического воспитания школьников.
Третий раздел программы "Культура здоровья" представляет собой комплекс практических занятий, которые могут использоваться и в качестве самостоятельного спецкурса. Данный комплекс занятий носит название "Я+ТЫ = МЫ" и рассчитан на 20 часов. Занятия по спецкурсу рекомендуется проводить в I семестре для студентов I года обучения, так как именно первокурсники являются наиболее уязвимыми в отношении риска приобщения к наркотическим веществам вследствие значительных индивидуальных изменений их социального статуса (поступление в институт, переезд в другой город, большая самостоятельность и снижение родительского контроля).

В ходе занятий решаются следующие задачи антинаркотического воспитания студентов педагогического вуза:
  1. Создание сплоченного студенческого коллектива.
  2. Формирование установки на ведение здорового образа жизни.
  3. Предоставление участникам занятий возможности переосмыслить свою систему ценностей, определить свою роль в социуме.
  4. Формирование стойкого негативного отношения к употреблению ПАВ.
  5. Обучение приемам психосаморегуляции.
  6. Формирование навыков конструктивного общения.
  7. Освоение педагогических основ руководства антинаркотическим воспитанием школьников.
Нормативно-правовые основы оказания платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении
В условиях модернизации образования важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях. В настоящее время система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. И дело не только в том, что бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, а в том, что образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу - удовлетворение потребностей общества в дальнейших образовательных услугах.

Данная программа представляет собой спецкурс объемом 8 часов, целью которого является ознакомление руководителей образовательных учреждений с законодательной и нормативно-правовой основой оказания платных образовательных услуг, а также технологией их организации.

Задачи спецкурса:
  • систематизировать знания руководителей учреждений образования в области оказания образовательными учреждениями платных дополнительных образовательных услуг;
  • способствовать формированию умений и навыков в разработке и принятии внутренних локальных актов, регулирующих процедуру оказания платных дополнительных образовательных услуг.
Спецкурс состоит из теоретических и практический занятий. На практических занятиях у слушателей формируются навыки разработки внутренних нормативных документов.

Предполагаемый результат спецкурса в целом - умение руководителя организовать в образовательном учреждении предоставление дополнительных платных услуг, не допуская нарушений действующего законодательства.

Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
Социальные преобразования, происходящие в последнее время в России предъявляют все более высокие требования как к руководителю образовательного учреждения, так и педагогу и в особенности к его правовой культуре.

Данная программа представляет собой спецкурс объемом 10 часов, цель которого - правовая подготовка педагога.

Нормативно-правовой основой разработки данного спецкурса явились основные положения законодательства об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан, документов по правам ребенка, основ трудового и семейного законодательства.

Задачи спецкурса:
  • систематизация правовых знаний;
  • способствовать формированию умений и навыков по использованию в работе полученных знаний;
  • формирование правовой культуры.
Спецкурс состоит из теоретических и практический занятий. На практических занятиях у слушателей формируются навыки оформления документов имеющих юридическое значение. Спецкурс завершается тестированием слушателей.

Предполагаемый результат спецкурса в целом - умение педагога применять правовые знания в образовательном процессе, а также отсутствия нарушений норм права в процессе работы.

Регулирование трудовых правоотношений в образовательном учреждении
Принятие и введение в действие нового Трудового Кодекса РФ стало важнейшим событием в социально-трудовой жизни страны на рубеже 2001-2002 годов. Трудовой кодекс определяет необходимые правовые условия, позволяющие сопоставлять интересы работодателя и работника, интересы государства, а также устанавливать принципы правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. По сравнению с КЗоТ РФ, где многие положения были детализированы другими правовыми нормативными актами, ТК РФ является более полным и комплексным документом, содержащим не только основные принципы регулирования трудовых правоотношений, но и устанавливающим особенности применения общих норм в отдельных случаях для разных категорий работников, в т.ч. и педагогических.

Данная программа представляет собой спецкурс объемом 20 часов, целью которого является ознакомление работников системы образования с основами трудового законодательства и особенностями их регулирования в трудовых правоотношениях.

Задачи спецкурса:
  • систематизировать знания в области трудового права;
  • способствовать формированию умений и навыков, использовать полученные знания в регулировании трудовых правоотношений;
  • формировать общеправовую культуру.
Спецкурс состоит из теоретических и практический занятий. На практических занятиях слушатели решают проблемно-ситуационные задачи и формируют навыки разработки и оформление документов имеющих юридическое значение (положения, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, приказы, иски, коллективный договор и т.д.).

Предполагаемый результат спецкурса в целом - умение слушателей применять полученные знания в трудовых правоотношениях и в отсутствии в образовательных учреждениях нарушений норм трудового законодательства.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения
Данная программа представляет собой спецкурс объемом 8 часов, цель которого - научно-теоретическая и методическая подготовка руководителя образовательного учреждения к процессу лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Нормативно-правовой основой разработки данного спецкурса явились основные положения законов Российской Федерации и Республики Татарстан "Об образовании" и других нормативных актов, регламентирующих процесс лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования.

Задачи:
  • систематизация знаний нормативно-правовых основ лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
  • ознакомление с содержанием и процедурой лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Спецкурс состоит из теоретических и практический занятий. Через систему практических занятий у слушателей формируется навыки оформления документов для лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, работа с критериальной базой, алгоритм организации деятельности.

Предполагаемый результат спецкурса в целом - качественная подготовка образовательного учреждения к процедуре лицензирования, аттестации и аккредитации.

Образовательное право
В условиях модернизации образования важное знание приобретает процесс нормативно-правового регулирования функционирования образовательного учреждения.

Данная программа представляет собой спецкурс объемом 24 часа, целью которого является подготовка школьного юрисконсульта к работе в образовательном учреждении.

Задачи спецкурса:
  • систематизация знаний по образовательному праву;
  • способствовать формированию умений и навыков работы в учреждениях образования;
  • формирование правовой культуры.
Спецкурс состоит из теоретических и практических занятий. На практических занятиях у слушателей формируются навыки нормотворчества, разработки локальных актов образовательного учреждения.

Предполагаемый результат спецкурса в целом - умение юрисконсульта применять в практической работе полученные знания, а также отсутствия нарушений правовых норм в образовательном учреждении.

Правовые основы управления образовательным учреждением
Социальные преобразования, происходящие в последнее время в России предъявляют все более высокие требования как к руководителю образовательного учреждения, так и педагогу и в особенности к его правовой культуре.

Данная программа представляет собой спецкурс объемом 22 часа, цель которого - правовая подготовка руководителя образовательного учреждения.

Нормативно-правовой основой разработки данного спецкурса явились основные положения законодательства об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан, документов по правам ребенка, основ административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного законодательства.

Задачи спецкурса:
  • систематизация правовых знаний;
  • способствовать формированию умений и навыков по разработке локальных актов образовательного учреждения и использование в работе полученных знаний;
  • формирование правовой культуры.
Спецкурс состоит из теоретических и практический занятий. На практических занятиях у слушателей формируются навыки оформления документов имеющих юридическое значение.

Предполагаемый результат спецкурса в целом - умение руководителя применять правовые знания в образовательном процессе и в процессе работы в целом, а также отсутствия нарушений норм прав в образовательном учреждении.

Качество образования и управления школой
Программа предназначена для подготовки заместителей директора, директора школы, обучающихся по учебному плану педагогического образования руководителей школ.

Предметом курса является качество управления школой, понимаемое как совокупность характеристик (свойств) управления школой, благодаря которым оно оказывается способным удовлетворить установленные или предполагаемые потребности, соответствовать определенным требованиям и в конечном итоге обеспечить определенный в конкретной ситуации уровень функционирования и развития школы.

Проблематики качества управления школой очень актуальна прежде всего для школы как социальной образовательной организации.

Все острее осознается необходимость смены управленческой парадигмы в школе, модернизации действующих систем внутришкольного управления, создания новых моделей систем управления школами, отвечающих современным требованиям. Так как фактически приходится констатировать отставание инновационных процессов во внутришкольном управлении от динамики изменений в остальных подсистемах школы с угрозой потери управляемости нововведений.

Основной целью этого курса является сформулировать и раскрыть понятия "качество образования" и "качество управления школой", раскрыть систему факторов, влияние которых в совокупности обеспечивает то или иное качество управления школой, показать в чем состоят особенности и трудности выявления и оценки качества управления.

Задачи курса определяются необходимостью качественной подготовки и переподготовки руководителей учебных заведений, которые - должны иметь систему знаний по содержанию качества образования и качества управления школой, знать:
  • почему есть смысл связывать качество образования и качество управления в основном их результатами;
  • чьим и каким потребностям должны соответствовать результаты образования и управления;
  • функции управления и развития школы значимые для качества управления школой характеристики содержания (функции) управления.
Современные методологические подходы и концепции воспитания учащихся. Управление развитием воспитательных систем
Основное назначение спецкурса формирование знаний о методологических подходах к построению воспитательной деятельности и современных концепциях воспитания в образовательных учреждениях.

В ходе спецкурса слушатели получают информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых в рамках методологических подходов к построению воспитательной деятельности.

Материал излагается в такой последовательности: характеристика методологических подходов и их компонентов, основные понятия, принципы, приемы, методы, определение целевого, содержательного, организационно-деятельного и оценочно-результативного компонентов процесса воспитания.

Изложение и осмысление основных положений концепций воспитания учащихся призвано способствовать развитию у слушателей системных представлений о воспитательном процессе.

Практическая значимость спецкурса в том, что учебный материал может стать подспорьем для разработки научно-обоснованной концепции воспитательной системы образовательного учреждения.

В результате практической деятельности слушатели разрабатывают и защищают модели воспитательных систем образовательных учреждений на основе методологических подходов к построению воспитательной деятельности и современных концепций воспитания.

Информация о новых подходах и концепциях воспитания очень полезна участникам деятельности при моделировании и построении воспитательной системы в образовательном учреждении. Реализация принципа вариативности требует гораздо большей осведомленности в вопросах теории и методики воспитания.

Формирование системного стиля мыслительной и практической деятельности трудно представить без оснащения ее системными средствами, к разряду которых и относятся современные подходы и концепции воспитания.

Основные задачи спецкурса:
  1. Раскрыть основные категории воспитания, понятия.
  2. Способствовать формированию у руководителей образовательных учреждений системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с учащимися.
  3. Помочь слушателям в практической деятельности усвоить технологию моделирования воспитательных систем.
Программно-целевое проектирование развития образовательного учреждения
Основное назначение спецкурса формирование знаний о технологии проектирования программы развития образовательного учреждения и умения выстраивать стратегию изменений образовательной среды. Рассматривая проектировочную деятельность как процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагностически сформулированные цели позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда на определенном этапе.

В ходе спецкурса слушатели получают информацию о характеристике основных стратегий развития, о технологии разработки, о структуре программы образовательного учреждения.

Практическая значимость спецкурса в том, что слушатели выходят на разработку и защиту проекта программы развития образовательного учреждения. Проект (от лат.projectus-брошенный вперед) - сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса.

Проект, который надо создать в ходе проектировочной деятельности - идеальная модель образовательной системы.

Проектирование - процесс создания проекта - прототипа, предполагаемого или возможного объекта, состояния; документальное оформление конкретных направлений совершенствования образовательной среды с целью создания оптимальных условий развития и воспитания человека. Проектировочная деятельность - процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагностически сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда, и какие отношения в ней будут преобладать.

Рассматривая образовательный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, необходимо и целесообразно для разработки и реализации образовательного проекта учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование.

Основные задачи спецкурса:
  1. Познакомить методологическими основами развития образовательного учреждения, рассматривая школу как открытую систему.
  2. Способствовать формированию знаний о технологии проектирования программы развития образовательного учреждения и умения выстраивать стратегию изменений.
  3. Помочь освоить технологию проектирования развития образовательного учреждения на основе программно-целевого проектирования.
Управление качеством образования в условиях его модернизации
Слушатели: руководители общеобразовательных школ, сотрудники органов управления образованием, сотрудники методической службы.

Цели: Теоретическая и методическая подготовка руководящих и методических работников системы образования к реализации стратегии модернизации содержания образования, направленной на достижение нового качества образования:
  • анализ задач и основных направлений модернизации содержания образования;
  • выявление возможностей модернизации содержания образования на уровне школы;
  • разработка программ модернизации содержания образования, соответствующих потенциалу конкретного образовательного учреждения.
Продолжительность и организация обучения: программа рассчитана на 18 учебных дней (108 часов), из них три дня отводятся на защиту выпускных работ слушателей. Занятия могут быть организованы в форме трех учебных сессий, в форме трехнедельных курсов или еженедельных занятий (в течении учебного полугодия).

Форма обучения: с отрывом от производства.

Аттестация и сертификация: по итогам обучения слушатели получают свидетельство о повышении квалификации при условии, что они защитили выпускную работу и посетили не менее 70% учебных занятий.

Организация учебного процесса: в программе выделено 15 тем; каждая тема изучается в течении одного дня (6 часов); возможная структура учебного дня указана в программе; время отдельного учебного занятия может быть различным ? в зависимости от его содержания; в большинстве случаев рекомендуется в течение дня проводить три занятия; с самого начала слушатели должны быть ориентированы на подготовку и защиту выпускной работы; для оказания помощи слушателям предусматриваются индивидуальные и групповые консультации; на первой же консультации слушатели знакомятся с рекомендациями по структуре и содержанию выпускной работы; последняя тема занятий ориентирована на анализ критериев оценки, которые будут использованы при защите работы

Теоретические основы программы: общая теория систем, общая теория управления, концепция модернизации образования.

Теория обучения и педагогические технологии
Программа курса "Теория обучения и педагогические технологии" предназначена для руководителей образовательных учреждений, обучающихся на курсах повышения квалификации.

Задачами данного курса являются:
  1. Формирование у слушателей современных научных знаний о процессе обучения и нового педагогического сознания.
  2. Ознакомление слушателей с современными дидактическими концепциями моделями организации обучения, технологиями обучения и др.
Данный курс рассчитан на 46 часов (из них лекций - 24 часа, семинаров - 12 часов, лабораторных занятий - 10 часов).

Психолого-физиологические основы развития мыслительной деятельности учащихся разных групп
Огромные социальные преобразования, происходящие в стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и самообразованию, к его психическому развитию.

У каждого нормального ребенка - огромные возможности развития. Сегодня все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинаково высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Учителю, воспитателю постоянно приходиться считаться с психологическими различиями между учащимися.

Индивидуальные различия выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. А осуществление высших психических функций - память, речь, мышление связаны с мозгом, нервными клетками.

Наша цель состоит в том, чтобы объяснить как нервные клетки выполняют свои обязанности по передаче сигналов, как происходит объединение сигналов и как благодаря этой интеграции возникают высшие функции. Последние десятилетия ознаменовались стремительным прогрессом в области познания структурно-функциональной организации нервной системы и ее высшего отдела - головного мозга. Мозг является неотъемлемой частью мировосприятия человека.

Неуспеваемость, отставание в учебе - сегодня этот вопрос волнует педагогов, воспитателей. Среди неуспевающих школьников начальных классов массовых школ почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Они испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа и счетными операциями, конструктивной деятельностью, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов и др.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, любому виду деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями. В целом это не только школьная, но и социальная, психологическая проблема. А во многом такое положение можно изменить, если глубоко изучить анатомо-физиологические особенности мозговых структур у растущего организма. Для этого необходимо крепко запомнить один тезис: "Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию и этот рост в целом завершается к шести годам. Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то не было".

В содержании данного спецкурса самое серьезное внимание отводится изучению особенностей развития нейрона в целом мозга. Программа предназначена для воспитателей, учителей.

Целью курса является выяснение особенностей развития организма, созревания нервных структур, формирование у слушателей системы знаний о гармоничности умственного и физического развития.

Задачи:
  1. Ознакомление материальной основой наследственности в физическом и умственном развитии.
  2. Выяснение роли движения для физического и умственного интеллекта детей и подростков.
  3. Объяснение современных представлений о развитии мозга, механизмах поведения человека.
  4. Овладение основными принципами и методами диагностики уровня физического и психического интеллекта детей.
Программа рассчитана на 36 часов: из них 18 часов аудиторных и 18 часов отводится самостоятельной работе.

Физиологические основы здорового образа жизни
В документах о Реформе общеобразовательной и профессиональной школы, законах об образовании РФ и РТ большое значение придается вопросам охраны и укрепления здоровья участников образовательной системы в особенности учащихся и педагогов. В условиях глобальных и быстро протекающих преобразований в социально-экономических и научно-технических сферах, все более серьезного внимания требуют проблемы подрастающего поколения. Среди них весьма значимой является проблема здоровья.

Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания, бани, закаливания были заложены учеными, врачами, интеллигенцией еще в прошлые столетия. Великие россияне - А.Суворов, А.Пушкин, Л.Толстой, И.Репин и многие другие - доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни - не навреди, не злоупотребляй, будь умерен - способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности. Научную основу всему этому дали И.Сеченов, И.Павлов, П.Лесгафт, П.Анохин.

Задача спецкурса "Здоровый образ жизни" - вооружить педагога (учителя, воспитателя, руководителя) знаниями о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья, необходимых для формирования здорового образа жизни у самого педагога, а в особенности учащихся. Дать им знания необходимые для поддержания их оптимальной работоспособности при различных видах деятельности. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы на научной основе организовать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе школы по охране здоровья.

Современные дети часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их организме, о принципах здорового образа жизни, способах поддержания высокого уровня работоспособности, правилах рационального питания, не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.

Все это явилось основанием для разработки спецкурса "Физиологические основы здорового образа жизни" направленного на формирование у педагогов знаний, умений по основам здорового образа жизни.

Данная программа предназначена для руководителей, воспитателей, учителей образовательных учреждений.

Цель курса: формирование у слушателей систему знаний, умений, навыков по физиологическим основам здорового образа жизни, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков, педагога.

Задачи курса:
  • дать понятие о здоровье и здоровом образе жизни;
  • научить принципам здорового образа жизни;
  • ознакомить способами улучшения физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы, психо-физического состояния;
  • довести слушателей до осознания, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его;
  • формирование у слушателей потребности в физическом и психическом совершенствовании.
Наша программа направлена на формирование у слушателей, следовательно через них у школьников:
  • в системе ценностных ориентаций, ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • передачи информации о системе знаний о здоровье, путях его укрепления и сохранения, здоровом образе жизни;
  • овладение слушателями (учащимися) практическими умениями, навыками укрепления и сохранения собственного здоровья.

Объем курса 24 ч., из них аудиторных занятий - 12 ч., 12 часов отводится для самостоятельной работы. Программа включает лекционные и практические занятия.

Деятельность руководителя по охране и укрепления здоровья детей
Социально-экономические изменения, произошедшие в последние десятилетия существенно повлияли на образовательную деятельность и породили большое количество проблем. Самой уязвимой группой населения оказались дети и подростки, в совокупности все факторы привели и приводят ухудшению здоровья школьников. В республике в целом, а в частности отдельных городах, районах, в том числе в г. Набережные Челны работают по программам формирования здорового образа жизни школьников.

В поддержании здоровья детей и подростков безусловным преимуществом обладает школа. Она, являясь особым социальным институтом, в состоянии развивать представления о здоровье не только как серия тех или иных медико-профилактических акций, но ? как культурное образование. Следовательно, есть возможность создания в школе совокупности мотивационных и ценностных приобретений, которые позволяют надежно усваивать и применять стереотипы поведения, ориентированные на здоровье. В настоящее время необходимо проведение в образовательных учреждениях профилактических и образовательных мероприятий, а также реорганизация образовательных программ, направленных на повышение культуры здоровья и уменьшение поведенческих рисков, опасных для здоровья.

Данный спецкурс рассчитан для руководителей образовательных учреждений. Расширяя, углубляя знания о закономерностях способствующих сохранение и укрепление здоровья, сформировать у руководителя (через него всего педколлектива и коллектива учащихся) потребности здоровом образе жизни. Вооружить руководителей знаниями для поддержания их оптимальной работоспособности при различных видах деятельности. Эти знания необходимы, чтобы на научной основе организовать учебно-воспитательный процесс с соблюдением всех физиологических требований.

Сохранение и укрепление здоровья школьников во многом зависит от педагога, от его знаний анатомо-физиологических особенностей детского организма, гигиенических рекомендаций и нормативов, комплекса оздоровительных мероприятий, умения применять эти знания в своей повседневной педагогической деятельности. Только тогда можно обеспечить гармоничное развитие организма детей и подростков и создать наиболее благоприятные условия для их роста и развития. От того, насколько дети здоровы, зависит их работоспособность и успеваемость.

Цель курса: Сформировать основы создания системы учебной и воспитательной деятельности имеющей первостепенное значение для сохранения и укрепления здоровья детей, раскрытия индивидуальных возможностей личности как обучаемых, так и обучающих.

Задачи:

  1. Организация личностно- ориентированного обучения с учетом психофизиологических и социальных возможностей организма.
  2. Диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических особенностей личности.
  3. Организация системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в здоровье и создание оптимальных условий труда школьников и педагогов.
  4. Выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ, методических подходов с учетом возраста, пола, психотипа и др.
  5. Обучение методам самодиагностики, самооценки, самокоррекции психосоматического статуса на всех этапах развития.
  6. Оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности школьников и педагогов.

Решение данных задач требует длительной, систематической работы и координации деятельности всех звеньев образовательной системы: школьников, родителей, педагогов. К сожалению трудности решения заключаются в том, что знания проблем валеологии весьма ограничены у воспитателей, учителей, практически отсутствуют у большинства родителей и руководителей. Вот почему в первую очередь необходим всеобуч по проблемам педагогической валеологии.

Курс рассчитан на 44 часа, из них 22 часа аудиторных, 22 часа для самостоятельной работы.

"Экспертиза инновационной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения" 

Демократизация образования связана не в последнюю очередь с вовлече-нием широких слоев творческой педагогической общественности в научно-экспериментальную работу и обмен приобретаемой и вырабатываемой информацией. Этот процесс не может быть стихийным, обязательным для всех и массовым, потому что иначе он потерял бы свой инновационный характер, профанировался и мог бы даже принять опасные черты. Во главе его стоят эксперты-ученые, по роду своей профессиональной подготовки способные брать за себя ответственность за решение педагогических задач, связанных с тем новым, что происходит сегодня в жизни детей и педагогических коллективов и в науке о детстве.
Каковы же требования, предъявляемые к эксперту, оценивающему деятельность экспериментальных площадок? Что именно должно подвергаться экспертизе, что входит в задачи деятельности эксперта? Каковы принципы и критерии экспертизы программ развития образования? На эти вопросы должен получить ответы специалист, осуществляющий экспертизу и координацию инновационной и экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.
Все это обуславливает необходимость включения в программу непрерывного образования педагогов спецкурса «Экспертиза инновационной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения», направленного на формирование профессиональных знаний и компетенций в области повышения эффективности образова-тельного процесса посредством введения инноваций, экспертизы нововведений и инновационных инициатив.
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, руководителей РМК, заместителей дирек-тора образовательных учреждений по научно-методической работе, научных руководителей, консультантов.

Цель курса: формирование у слушателей системы знаний, умений, навыков в области повышения эффективности образовательного процесса посредством введения инноваций, экспертизы нововведений и инновационных инициатив.

Задачи курса: 

  1. Ознакомить слушателей с позицией эксперта в работе образовательного экспериментально-инновационого пространства; 
  2. Раскрыть сущность экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения;
  3. Ознакомить с видами и формами экспертизы инновационно - экспериментального пространства образовательного учреждения;
  4. Обучить принципам подготовки и проведения экспертизы; 
  5. Обучить способам внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс; 
  6. Ознакомить с этапами экспертизы исследовательской деятельности педагога;
  7. Ознакомить с критериями экспертизы исследовательской деятельности учащихся.

Объем курса 24 часа, из них аудиторных занятий - 12 часов, 12 часов отводится на самостоятельную работу слушателей. Программа включает 8 часов лекционных и 4 часа практических занятий.

       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H