поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
О лаборатории
Передовой опыт

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Лаборатории > Лаборатория коммуникативной технологии обучения татарскому языку

Лаборатория коммуникативной технологии обучения татарскому языку

   Лаборатория коммуникативной технологии обучения татарскому языку, созданная в 1996 году, решает проблемы обучения русскоязычных учащихся татарскому языку и литературе на основе достижений современной психолого-педагогической и лингвистической науки в русле актуальных задач личностно-ориентированного образования.

Состав лаборатории:

  • Хайдарова Роза Закиевна - Заведующая лабораторией,кандидат педагогических наук, доцент
  • Малафеева Рамиля Лябиповна - методист
Основные цели лаборатории:
  • Разработка теоретических основ преподавания татарского языка и литературы в русскоязычной аудитории;
  • Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскоязычных учащихся татарскому языку и литературе учебными средствами, созданными на основе коммуникативной технологии обучения;
  • Организация работы по повышению квалификации учителей с целью ознакомления с психолого-педагогическими основами технологии коммуникативного обучения и внедрения его в процесс обучения;
  • Обобщение, распространение передового педагогического опыта по обучению русскоязычных учащихся татарскому языку и литературе.
Основные направления деятельности:
  • Разработка учебно-методических комплексов на основе коммуникативных технологий;
  • Научно-экспериментальное исследование процесса обучения русскоязычных учащихся татарскому языку и литературе;
  • Организация повышения квалификации преподавателей.

Сотрудниками лаборатории Р.З.Хайдаровой и Р.Л.Малафеевой разработана экпериментальная программа по обучению русскоязычных учащихся татарской литературе, выпущены хрестоматии по литературе с 5 по 11 класс. Разрабатывается лекционный курс методики обучения татарскому языку через литературный текст.

Методической концепцией учебников, созданных сотрудниками лаборатории, стала концепция коммуникативно-развивающего обучения, предполагающая адекватность отобранного содержания предполагаемым сферам общения; личностно-ориентированный отбор предметного содержания; функциональный подход к отбору языкового материала и т.д. Важными особенностями экспериментального содержания стали его воспитывающий, развивающий, познавательный, аутентичный характер.

I. Тематика спецкурсов преподавателей лаборатории:

1. Теория урока татарского языка русскоязычным детям
Рассматривается следующие вопросы:

  • типы и виды уроков татарского языка русскоязычным детям (в сопоставлении с общедидактической типологией);
  • структура разных типов и видов уроков татарского языка;
  • особенности в постановке целей уроков по обучению иноязычной речевой деятельности;
  • основные требования к урокам татарского языка в русскоязычной аудитории;
  • анализ и самоанализ уроков татарского языка.

2. Основные принципы организации учебного процесса обучения татарскому языку русскоязычных детей
Рассматриваются следующие вопросы:

  • общедидактические принципы обучения;
  • частно методические принципы обучения: обучение через общение, индивидуализация, речемыслительная активность, ситуативность обучения, функциональность, принцип новизны, принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
3. Система упражнений по видам речевой деятельности
  • упражнение, как единица обучающий деятельности. Основные требования к системе упражнений;
  • система упражнений по видам речевой деятельности;
  • ситуативные упражнения.

4.Школьный учебник - основное средство организации обучения

  • основные функции учебника;
  • основные критерии анализа учебника;
  • анализ существующих учебников.

5.Внеклассная работа по татарскому языку с русскоязычными учащимися

  • содержание внеклассной работы;
  • формы организации внеклассной работы.

6.Основные требования к учителю, татарского языка, преподающему в русскоязычной аудитории

  • педагогическая профессия среди других профессий;
  • общий состав педагогических способностей;
  • аттестационные требования к учителю татарского языка в русскоязычной аудитории.

Форма проведения спецкурсов:

  • на базе ИНПО в рамках программы курсов повышения квалификации учителей татарского языка и литературы, работающих с русскоязычными детьми;
  • с выездом по заявкам образовательных учреждений.

II. Проведение семинаров, консультации с выездом на место работы.

1. Тематическое планирование учебного процесса по обучению татарскому языку и литературе.

  • Цели, задачи и структура тематического плана, возможные варианты составления тематического плана.
  • Ознакомление с тематическим планированием к учебникам "Татар теле hэм эдэбияты" 1-9 класс.

 2. Составление плана работы ШМО.

  • Цели и задачи ШМО.
  • Возможные формы составления плана ШМО.
  • Структура плана работы ШМО.
  • Планирование тематики заседаний ШМО.

3. Аттестация работников образования(оформление документации, формы прохождения аттестации).

4. Творческая лаборатория учителя, кабинет татарского языка и литературы (паспорт кабинета, картотека кабинета, картотека научно-методической литературы, требования к кабинету татарского языка и литературы).

5. Для молодых специалистов. Составление развернутого плана урока (структура уроков по типам, цели урока, упражнения по типам речевой деятельности).

6. Составление ситуативных упражнений различных сложностей (виды ситуативных упражнений, принципы составления ситуативных упражнений).

7. Организация и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с последующим психолого-педагогическим анализом.

8. Составление контрольных работ различной сложности для всех классов.

9. Технологизация процесса обучения русскоязычных учащихся татарскому языку.

      Перечень учебно-методических комплексов и методических пособий, разработанных сотрудниками лаборатории:

1. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся I класса. / Составители: Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева.-Казань: изд-во "Магариф",2000.-143с. Издание второе, дополненное.Казань: изд-во "Магариф",2008.-148с.

2. Методическое пособие по обучению русскоязычных учащихся татарскому языку в I классе. / Составители: Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева.-Казань: изд-во "Магариф",2000.-104с. Издание второе, дополненное.Казань: изд-во "Магариф",2005.-108с.

3. Сборник упражнений по аудированию для русскоязычных учащихся I класса. / Составители: Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева.-Набережные Челны: изд-во ИНПО 2004.-47с.

4. Рабочая тетрадь по татарскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы (для русскоязычных учащихся). / Составители: Н.Г.Галиева, Р.М.Туйметова.- Набережные Челны: изд-во ИНПО, I часть -2008,48с., I часть - 2002.-64с.

5. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся II класса. / Составители: Р.З.Хайдарова, Р.Х.Рангулова.-Казань: изд-во "Магариф",2000.-240с. Издание второе, дополненное. Казань: изд-во "Магариф",2003.-250с.

6. Сборник упражнений по аудированию для русскоязычных учащихся 2 класса. / Составители: Р.З.Хайдарова, Л.А.Гиниятуллина.-Набережные Челны: изд-во ИНПО, 2000.-52с. Издание второе, дополненное.Казань: изд-во "Магариф",2003.-58с.

7. Учебник татарского языка и чтения. Учебник для русскоязычных учащихся III класса. . / Составитель: Р.З.Хайдарова.- Казань: изд-во "Магариф", 2003.-224с.

8. Методическое пособие по обучению русскоязычных учащихся татарскому языку в III классе. / Составители: Р.З.Хайдарова, Л.А.Гиниятуллина.-Набережные Челны: изд-во ИНПО, 2002.-64с.

9. Сборник ситуативных упражнений по татарскому языку для русскоязычных учащихся. / Составители: Р.З.Хайдарова, Л.А.Гиниятуллина - Набережные Челны: изд-во ИНПО, 2004.-65с.

10. Учебник татарского языка и чтения. Учебник для русскоязычных учащихся IV класса. / Составитель: Р.З.Хайдарова.- Казань: изд-во "Магариф", 2005.-200с.

11. Методическое пособие по обучению русскоязычных учащихся татарскому языку в IV классе. / Составители: Р.З.Хайдарова., Л.А.Гиниятуллина - Набережные Челны: изд-во ИНПО, 2002.-54с.

12. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся V класса. / Составители: Р.З.Хайдарова, Л.Д.Белоусова,Э.Н.Хабибуллина. -Набережные Челны: изд-во "Хаерле ирта",1997.-271с. Издание второе, дополненное.Казань: изд-во "Магариф",2006.-192с.

13. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся VI класса. / Составители: Р.З.Хайдарова, З.Р.Назипова.- Казань: изд-во "Магариф", 2007.-200с.

14. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся VII класса. / Составители: Р.З.Хайдарова,Р.Л.Малафеева.- Казань:изд-во "Магариф", 2007.-184с.

15. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся VIII класса. / Составители: Р.З.Хайдарова,Р.Л.Малафеева.- Казань:изд-во "Магариф", 2008.-178с.

16. Татарский язык. Учебник для русскоязычных учащихся IX класса. / Составители: Р.З.Хайдарова,Р.Л.Малафеева.З.М.Шагалиева - Казань:изд-во "Магариф", 2007.-182с.

17. Методическое пособие по обучению русскоязычных учащихся татарскому языку в VIII классе. /Составители: Р.З.Хайдарова,Р.Л.Малафеева.К.Г.Салимзянова – Набережные Челны:изд-во ИНПО, 2008.-85с.

18. Методическое пособие по обучению русскоязычных учащихся татарскому языку в IX классе. /Составители: Р.З.Хайдарова,Р.Л.Малафеева.А.Г.Ахатова – Набережные Челны:изд-во ИНПО, 2008.-63с.

19. Сборник внеклассных мероприятий. / Составители: Р.З.Хайдарова,И.И.Багавиев.- Казань: изд-во "Идел-Пресс", 1999.-96с.

20. Татарский язык в таблицах./ Составители: Р.З.Хайдарова,Р.Л.Малафеева.- Казань: изд-во ИНПО, 2005.-35с.

21. Сборник упражнений по татарскому языку и литературе для русскоязычных учащихся 8-11 классов.

22. Учебно – методическое пособие на немецком языке «Моя республика Татарстан». / Составители: Л.И. Архипова, Е.Н. Горбунова, З.В. Прадед. - Набережные Челны: изд-во ИНПО, 2008.-124с.


По вопросам приобретения учебной литературы можно обратиться в издательство "Магариф" и в лабораторию коммуникативной технологии обучения татарскому языку, каб.49.

       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H