Пояснительная записка
Тестовые задания составлены из двух частей:
Тестирование проводится в компьютерном варианте. Требуется тестовая оболочка, в которой можно к вопросу прикрепить рисунок (для теста 2).
Квалификационное испытание засчитывается при получении испытуемым не менее 80% от максимального количества баллов за каждый тест на 1 квалификационную категорию и 90% на высшую категорию. Если испытуемый не набрал нужное количество баллов по одному из тестов, его надо пригласить на повторное тестирование по соответствующему направлению тестирования.
Тест 1. Понятийный аппарат.
В современной школьной информатике установилось такое положение, что разные авторы учебников по информатике допускают свою трактовку того или иного понятия информатики, добавляя или опуская какие-то важные слова в определении рассматриваемого понятия.
Учитель, претендующий на высшую категорию должен так разбираться в учебном материале, чтобы мог самостоятельно оценить качество предлагаемого учебника, т.е. должен очень точно понимать и определять понятия курса информатики, видеть лишние или недостающие слова в определении. Тест квалификационных испытаний разработан с целью проверить именно это качество аттестующегося учителя.
Тест 1 содержит 60 вопросов. Вопросы сформулированы таким образом, что предполагают выбор одного ответа из нескольких вариантов.
Вопросы теста сгруппированы по приоритетным содержательным линиям курса школьной информатики (см. вопросы квалификационных испытаний). Приоритеты расставлены в соответствии с нашим опытом работы и вопросами вступительных экзаменов по информатики в вузы.
Тест 1 рассчитан на 40 минут. Правильный ответ на каждый вопрос теста 1 оценивается в 1 балл.
Тест 2. Практический.
Всем известно, что мало знать, надо ещё и уметь применить свои знания на практике. Проверке практических умений, выраженных в словесных алгоритмах, посвящён тест 2-практический.
Задания теста 2 составлены из фрагментов практических задач, которые были выполнены на компьютере. Требуется разобраться с прикреплённым в виде рисунка фрагментом и выбрать правильный ответ из приведённых вариантов ответа.
Испытуемый должен владеть языком программирования (QBASIC или PASCAL), макропрограммированием на VBA, командами MS OFFICE.
Правильный ответ на вопрос оценивается соответствующим баллом, указанным в тесте. Баллы проставлены в зависимости от сложности вопроса.
Тест 2 рассчитан на 40 минут.
Вопросы по содержательным линиям школьной информатики для квалификационных испытаний
Информация и информационные процессы
Понятие информации и информационных процессов. Информатизация как процесс преобразования общества. Представление об информационной системе. Представление об информационной технологии. Информатика в жизни общества.
Представление информации
Единицы измерения количества информации. Представление и кодирование информации. Определение количества информации. Способы представления изображений и звука. Представление информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление и кодирование информации в компьютере. Хранение информации.
Компьютер
Основы логики и логические основы компьютера: алгебра высказываний, логические выражения, функции, законы, решение логических задач. Логические основы устройства ПК. Аппаратное обеспечение ПК: основные компоненты системного блока, внешняя память, устройства ввода, устройства вывода, магистрально- модульный принцип. Программное управление работой ПК. Системное и прикладное программное обеспечение. Файлы и файловая система. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Моделирование и формализация
Модели объектов и процессов. Классификация моделей. Формы представления моделей. Структуры информационных моделей.
Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, примеры системы команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные типы алгоритмических структур. Знакомство с одним из языков программирования (по выбору). Алфавит. Типы данных. Выражения. Операторы языка. Структурированные типы данных. Совместимость и преобразование типов. Процедуры и функции. Организация ввода - вывода. Технология решения задач на компьютере. Современные тенденции в программировании. Основы объектно-ориентированного программирования.
Информационные технологии:
a. Технология обработки текста и графики.
Различные кодировки символов. Текстовый редактор: назначение и основные функции. Технология редактирования и форматирования текста. Различные форматы текстовых документов. Понятие растровой и векторной графики. Графический редактор: назначение и основные возможности.
b. Технология обработки числовой информации.
Электронные таблицы: структура, назначение и основные возможности. Типы и формат данных. Стандартные функции. Построение диаграмм и графиков. Исследование информационных моделей.
c. Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Понятие базы данных. Системы управления базами данных (по выбору). Ввод и редактирование записей. Обработка данных в БД. Реляционные базы данных.
d. Компьютерные коммуникации.
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: работа с электронной почтой, в телеконференциях, с файловыми архивами, поисковыми системами.
Рекомендуемые учебные пособия:
Информатика. 7-8 класс/ под ред. Н.В. Макаровой. - СПб: Питер Ком, И74 1999.- 368 с.
Информатика. 9 класс/ под ред. Н.В. Макаровой. - СПб: Питер Ком, И74 1999.- 304 с.
Информатика. 10-11 класс/ под ред. Н.В. Макаровой. - СПб: Питер Ком, И74 1999.- 304 с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Углубленный курс.- М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000. - 440с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. бщая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998. - 592 с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс.- М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.-480 с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс.- М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.-480 с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.-480 стр.
Информатика. Базовый курс/ Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 640 с.
А. Епанешников, В. Епанешников Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 - 3-е изд., стер. -М.: "Диалог - МИФИ", 1996. - 288 стр.
Каспер Э. Освоим Qbasic играючи! - М.: Горячая Линия -Телеком, Радио и связь, 1990. -264 с.
Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 - 384с.
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 496с.
О. Ефимова, Ю. Шафрин. Практикум по компьютерным технологиям. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие.Основы программирования. - М.: ABF, 1997. - 432с.
С.М.Лавренов Excel: Сборник примеров и задач. -М.: Финансы и статистика, 2001. -336с.
Якобсон Рид. Microsoft Excel 97. Углубленный курс. Шаг за шагом: Практ.пособ./ Пер. с англ. - М.: ЭКОМ, 1998. -384с.
|