поиск:
( Форум )   ( Гостевая книга )   ( E-mail )   ( Дистанционное обучение )   
Биология
География
Здоровьесбережение
Математика
Технология
Физика
Физическая культура
Химия
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
История
обществознание

ОПРОС

( Новости )   ( Институт )   ( Деятельность )   ( Подразделения )   ( Журнал )   
  Мы здесь: ИНПО > Подразделения > Кафедры > Кафедра естественно-математических и обществоведческих дисциплин > Педагогический опыт > Физическая культура

Физическая культура

Самигуллин Г. Х., Багавеев И. И., Гафурова Э.Л. Школьное физическое воспитание в условиях модернизации системы образования

Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов:
От оздоровительного бега - к бегу спортивному
Спортивная гимнастика
Во имя здоровья
Профессионально-прикладное плавание
История и теория физической культуры

Программы элективных курсов для учащихся старшей школы:
Художественная гимнастика
Дорога в молодость и здоровье

Самигуллин Г. Х., Багавеев И. И., Гафурова Э.Л. Школьное физическое воспитание в условиях модернизации системы образования
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения.

В России сейчас лишь менее 6% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3% - т.е. более чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится маловероятной. (5)

В Правительстве и на слушаниях в Государственной Думе уже прозвучали признания в том, что нынешнее состояние здоровья детей, подростков, молодежи представляет реальную угрозу для безопасности страны.

В этой связи все больше вопросов и ожиданий предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся, в среднем, ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается наполовину. Факты говорят, что многие болезни "молодеют". Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки и плоскостопия), увеличение простудных заболеваний. (1) Эти и другие отклонения в состояний здоровья являются следствием многих причин. Принципиально можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию. Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психологическое здоровье учащихся. Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

Перечисленные и другие аналогичные им причины - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить "здоровьеразрушающую" систему общего образования в "здоровьесберегающую". Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья.(5) Данные вопросы здоровья школьников, обеспечение их двигательной активностью решает в основном школьный предмет физическая культура. Налицо комплекс требований для модернизации системы физического воспитания учащихся, которые на сегодняшний день, к сожалению, в нем отсутствуют. Это:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Выполнение выше обозначенных требований возможно только в ходе специально организованного учебно-методического процесса в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

От оздоровительного бега - к бегу спортивному
Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах.

Введение данного курса в школе предусматривает широкий круг знаний, усвоение которых позволит учащимся осознать значение физической культуры в обществе, успешнее овладеть основами техники физических упражнений, эффективнее укреплять свой организм.

Общий объем курса - 12 часов.

Цели программы:

  1. Создание мотивации к обучению в профильной школе.
  2. Всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности и привычки заниматься физическими упражнениями и на этой основе укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности.
  3. Формирование высоких нравственных, волевых и других личностных качеств, обучение основам техники упражнений.
Задачи программы:
  1. Систематизировать специальные знания учащихся по физической культуре, полученные в основной школе.
  2. Раскрыть содержательные аспекты профильного обучения по физическому воспитанию.
  3. Обеспечить более высокий уровень физического развития учащихся.
  4. Помочь учащимся создать свою индивидуальную систему физкультурно-оздоровительного режима.
При проведении данных курсов нужно систематически контролировать и оценивать знания и умения учащихся. Контроль и оценка знаний и умений целесообразно провести в форме тестирования и соревнований.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Спортивная гимнастика
В школьном учебном предмете "физическая культура" до настоящего времени преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше времени уделялось культуре этой деятельности. В процессе модернизации системы образования возникает необходимость интенсификации совершенствования второй составляющей учебного предмета - культуры (движений, внешнего вида, взаимоотношений "учитель-школьник", здоровья). И одним из путей решения данной проблемы может быть включение в школьную физическую культуру различных программ, посвященных развитию культуры в физическом смысле слова. Предложенная программа курса "Дорога в молодость и здоровье", обучающая основам системы сохранения здоровья по методике М.Норбекова, может помочь в этом направлений.

Занятия по уникальной методике М. Норбекова являются общедоступной системой оздоровления, в чем нуждаются учащиеся перегруженные школьной программой. В данном случае этот практический курс можно предложить как элективный курс по профильному обучению в старшей школе для оборонно-спортивного профиля, так как каждый будущий специалист по данному направлению должен, в первую очередь, быть сам здоровым и знать научный подход к системе оздоровления.

Курс рассчитан на 34 часа, в основном состоит из практических занятий (32 часа). Последние 2 занятия посвящаются вопросам решения проблем сохранения здоровья, которые могут проводиться в виде Круглого стола с приглашением специалистов по физической культуре и здоровью, либо в виде спортивно-оздоровительного праздника.

ЦЕЛИ КУРСА:

  1. Совершенствование знаний учащихся по оздоровительным системам.
  2. Формирование ответственного отношения к своему здоровью.
  3. Воспитание научного подхода с точки зрения здоровья к физической культуре.
  4. Воспитание культуры здоровья.
ЗАДАЧИ КУРСА:
  1. Углубить знания учащихся о взаимосвязи физического здоровья с душевным и психическим состоянием человека, о культуре здоровья.
  2. Раскрыть зависимость состояния здоровья прежде всего от нормального положения позвоночника.
  3. Способствовать формированию научного подхода к физической культуре, ответственного отношения к своему здоровью.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Во имя здоровья
Программа рассчитана для девочек девятого класса, для курсов по выбору предпрофильной подготовки. На обучение курса необходимо 24 часа.

Цель: подготовка к профильной школе.

Задачи:

  1. Воспитание трудолюбия и интереса к спортивной гимнастике, достижение всесторонней физической подготовленности укрепление здоровья (как основы для последующей специализации),
  2. Развитие физических качеств, овладение основами техники гимнастических упражнений, приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение классификационных упражнений.
Основные формы учебной работы:
  1. групповые занятия (теоретические и практические),
  2. участие в соревнованиях,
  3. выполнение индивидуальных заданий,
  4. просмотр соревнований с участием ведущих гимнастов.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Профессионально-прикладное плавание
Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Один из путей раскрытие воздействия некоторых видов спорта на систему формирования здоровья тела и духа. С помощью привлекательных занятий можно создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору дальнейшего профиля обучения. Занятия ритмической гимнастикой предназначены для тех, кто хочет укрепить здоровье с помощью средств физической культуры, движений.

Этот курс предлагается для учащихся 9 классов для занятия на курсах по выбору.

Программа рассчитана на 17 часов и включает разделы:

  • развитие двигательных способностей.
  • развитие координации движений.
  • укрепление здоровья в целом.
Задачи курса:
  • Способствовать нормальному функционированию, как отдельных органов, так и всего организма в целом.
  • Разностороннее, гармоническое развитие школьников.
  • Развитие физических качеств, повышение работоспособности.
  • Пропаганда ритмической гимнастики среди школьников.
В выборе темы и содержания данного курса авторы руководствовались следующими фактами: большой процент детей имеют физические отклонения: нарушение опорно-двигательного аппарата, отклонения в работе дыхательной системы, мышечной системы. и по результатам тестирования, у учащихся регулярно, систематически занимающихся ритмической гимнастикой наблюдается положительная динамика физической работоспособности.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

История и теория физической культуры
Профессионально-прикладное плавание является одним из основных направлений плавания и характеризуется приобретением жизненно необходимого навыка - умения плавать, направлено на формирование знаний, умений, навыков и определенного уровня подготовленности, необходимого для профессий, которые связаны с плаванием.

Полученные знания и умения являются основой для специализации в спортивной деятельности и профессионально-прикладной деятельности. Умение плавать необходимо как для поступления в ВУЗы (военно-спортивного профиля), так и для овладения профессиями, связанными с водной средой прямо (инструкторы, тренеры, преподаватели по плаванию, спасатели на воде) или косвенно (педагоги, специалисты реабилитационной и адаптивной физической культуры, военные и др.).

Обучение плаванию, как жизненно необходимый навык, имеет государственное значение, количество несчастных случаев на воде по данным Госкомстата России, достигает 30 тысяч человек, за сезон, уступает только потерям в автомобильных катастрофах.

Таким образом, обучение плаванию является жизненно-важным для каждого школьника. Включение данного программы в предпрофильной подготовке как курса по выбору дает возможность и развитию умения учащихся (т.е. овладению жизненно важным умением), и созданию мотивации к выбору профильного обучения.

Основные задачи курса

  1. Овладение жизненно необходимым навыком плавания.
  2. Обучение учащихся технике спортивного плавания.
  3. Обучение профессионально-прикладному плаванию.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Она предполагает обучение на суше (общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения) и в воде, в виде практических занятий. Теоретические вопросы по упражнениям раскрываются в процессе освоения практических занятий.

По окончании курса, на последнем занятии, подводящем итоги обучения плавания, проводятся контрольные испытания. В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с учащимися о необходимости продолжения занятий плаванием.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Художественная гимнастика
Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой дети обладают достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений. Знания приобретаются в процессе занятий физической культурой. Данный курс предлагается для расширения кругозора знаний в области истории и теории физической культуры и заинтересовать учащихся профильным обучением по физической культуре.

Его реализация также призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов мира.

Основные задачи курса

  1. Создать условия для подготовки к экзамену по выбору (физическая культура), т.е. по предмету будущего спортивного профиля.
  2. Создать условия для подготовки к олимпиаде по физической культуре.
  3. Расширение кругозора учащихся.
Программа курса занятий рассчитана на 8 часов. По окончании курса ученик сдает тестирование.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

Дорога в молодость и здоровье
Настоящая программа разработана для обеспечения элективными курсами оборонно-спортивного профиля старшей школы.

Цель курса "Художественная гимнастика" - удовлетворить потребности, интересы школьников, а также гармоническое развитие личности, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья.

Основными задачами курса являются:

  • Юуточнить готовность и способность школьников осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
  • расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры;
  • разностороннее, гармоническое развитие школьников;
  • совершенствование их физических, моральных, волевых качеств.
Курс "Художественная гимнастика" построен на принципах развивающего обучения.

Содержание курса отличается от содержания учебной программы общеобразовательных школ. Во-первых, основное его содержание составляют упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера, в то время как на уроках в школе используются упражнения, прежде всего, общеобразовательной направленности. Во-вторых, материал для занятий курса более обширен. Это связано с тем, что одна из задач курса - расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры.

Курс "Художественная гимнастика" ведется только для девочек.

Формой проведения занятий курса является урок, состоящий из подготовительной (10-15 % общего времени урока), основной (75-85 % общего времени урока) и заключительной (5-10% общего времени урока) частей. Средства подготовительной части: строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, короткие танцевальные комбинации, основной - общеразвивающие упражнения на силу, растягивание и расслабление, специальные упражнения для формирования правильной осанки, хореографические упражнения, элементы упражнений с предметами, акробатические упражнения, учебные комбинации, заключительной - различные формы ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, плавные движения руками.

Заканчивается курс соревнованиями (форма отчетности). Это своеобразный экзамен для занимающихся и учителя. Они позволяют подвести итоги определенных этапов учебно-тренировочных занятий, выявить недостатки в подготовке занимающихся, проверить их индивидуальные качества.

Дополнительную информацию Вы можете скачать здесь.

       Дизайн сайта - РА "Горячий Ключ"
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.net  Rambler's Top100 H